Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Ацтеки: империя зла?

В истории человечества было немало государств и племен, поражавших воображение соседей и потомков своей необъяснимой дикостью и жестокостью. Авары, они же обры, татаро-монголы, внезапно озверевшие и породившие коричневую чуму фашизма в цивилизованном двадцатом столетии немцы...

Во времена античности и царств Древнего Востока человеческие жертвоприношения вообще были нормой. Когда хоронили царей древнего Шумера, плакальщицы рыдали не только из жалости к своим усопшим владыкам или по профессиональной привычке, но и в силу того, что их живьем замуровывали в склепе вместе с погребаемым правителем. Не брезговали приносить в жертву богам своих собратьев по роду человеческому ни древние египтяне, ни греки, ни скифы, ни римляне.

В Средневековье Европа избавилась от прямых человеческих жертвоприношений, но оплот современной цивилизации сотрясали зверства инквизиции. Однако, когда европейские мореходы переправились через Атлантику, они столкнулись с совершенно иной цивилизацией, которая не только законсервировала уже отживаемое Европой понимание божественного, но и довела кровавость культа до апофеоза. Но даже здесь на общем фоне племя ацтеков, жившее в районе современной мексиканской столицы и создавшее там свое государство, заметно выделялось...

Уицилопочтли - ацтекский бог войны

Ацтеки пришли туда со своей воспетой в мифах прародины, которую они называли Астлан («Место цапель», или «Место журавлей»). По мнению многих историков, находилась она на юго-западе США. Себя они называли мешиками. Уйдя с прародины, ацтеки странствовали целых два столетия. Переселение официально происходило под покровительством их племенного божества - бога войны Уицилопочтли. Его статую носили на плечах четыре вождя. Они же растолковывали соплеменникам указания и пророчества божества.

Придя в долину Мехико, новопоселенцы начали совершать набеги на своих соседей. Во многом это объяснялось тем, что у недавних странников было катастрофически мало женщин, и они стремились поживиться за счет других. Ацтекские воины славились своей силой и свирепостью. Сравниться по военной мощи с главными городами долины - Аскапоцалько и Кульхуаканом - они не могли, и поэтому их нанимали к себе на службу правители этих городов.

Однажды правитель Кульхуакана так расщедрился, что отдал главному вождю ацтеков в жены свою дочь-принцессу из тольтекского царского дома.

По наущению ацтекских жрецов бедную девушку сразу же принесли в жертву богам. Возмущенный правитель Кульхуакана изгнал их из своих владений.

Ацтеки бежали в болота и тростниковые заросли на западной окраине мелководного озера Тескоко. Уицилопочтли якобы повелел ацтекам заложить город в месте, где они увидят орла, сидящего на кактусе и держащего в клюве змею. Вожди вскоре отыскали такое место в районе двух расположенных на мелководье островов. В 1325 году на скалистом острове Чапультепек они заложили свою в будущем великую столицу - Теночтитлан, которая, разрастаясь с годами, поглотила еще целый ряд островов и островков. За опять же два столетия непрерывных строительных работ ацтеки осушили болота, проложили там правильную сеть каналов, построили тысячи гектаров «плавучих садов» - чинамп. Город, зародившийся как скопление тростниковых хижин, оделся в камень, привезенный по дамбам с побережья озера.

Все двести лет ацтеки непрерывно воевали. С детских лет они проходили серьезную физическую и специальную подготовку, превращаясь с годами в храбрых и выносливых воинов. Военное дело достигло у ацтеков высокого уровня. У них имелась постоянная армия из профессиональных солдат, общинное ополчение и рыцарские военные ордена - «Орден Орла» и «Орден Ягуара», которые исправно готовили для государства храбрый и опытный офицерский корпус. Кроме того, все вассальные города и области, число которых ширилось от десятилетия к десятилетию, должны были предоставлять правителям Теночтитлана определенное количество воинов.

Законодательная система ацтекского государства была весьма эффективной. Каждый город или крупное селение имели своего главного судью, назначаемого лично верховным правителем - тлатоани.

Под началом судьи находился суд из трех человек. В районах и городах государства существовали суды, избираемые самим населением. А на уровне сельской общины ответственность за соблюдение порядка нес местный мелкий чиновник с полицейскими функциями. Взяточничество в бюрократических кругах наказывалось смертью. Такая же суровая кара грозила и за другие серьезные преступления: воровство, изменение границ земельных участков, пьянство, предательство.

Во главе каждого ацтекского города-государства стоял свой тлатоани, который командовал войсками, был верховным судьей и возглавлял важнейшие религиозные обряды. Эти правители считали себя земными двойниками небесных богов и утверждали, что их право на власть освящено высшими силами. Царская власть обычно передавалась от брата к брату, прежде чем ее получал старший сын старшего брата. Кроме того, существовала до известной степени демократическая система выборов верховного правителя. Круг специальных выборщиков был ограничен. В него входили представители высшей аристократии. Они же назначали четырех ближайших советников царя. Хотя это были настоящие выборы, все кандидаты происходили из одной семьи: тлатоани и четыре его помощника являлись близкими родственниками. Из рядов этой четверки избирался и следующий монарх. Будущий тлатоани до выборов должен был показать свою доблесть на полях сражений. Он также должен был уметь хорошо говорить - ведь его титул, тлатоани, означал «оратор». Царю еще необходимо было хорошо разбираться в вопросах религии, как подобает «земному представителю божества».

Вступление тлатоани на трон сопровождалось сложными кровавыми обрядами. Проходили они в Главном храме Теночтитлана. Вступающий на престол царь первым из присутствующих пронзал себе руки, ноги и уши острой костяной палочкой, затем, обливаясь кровью, брал два пучка вырванных из собственной головы волос и, смочив их кровью, бросал в огонь у алтаря. Вскарабкавшись на вершину ступенчатой пирамиды - теоккали, он входил в святилище бога Уицилопочтли, целовал пол у ног статуи божества, вновь протыкал свое тело и с помощью пучка волос разбрызгивал кровь по всему помещению. В завершение ритуала тлатоани зажигал огонь в четырех курильницах по четырем углам храма. Только после этих утомительных процедур правитель Тескоко короновал новоявленного тлатоани, возложив ему на голову митраобразную шапку с восхитительными украшениями из птичьих перьев, золота и драгоценных камней.

Религия ацтеков была чудовищно кровавой. Каждый восход Солнца их жрецы встречали пением псалмов и человеческими жертвоприношениями. Во время засухи жрецы убивали мальчиков и девочек, чтобы бог дождя смилостивился. Младенцев, купленных у нищих родителей, наряжали в праздничные одежды, украшали цветами и в колыбельках вносили в храм. Закончив ритуальные действа, их убивали ножами.

Как только появлялись первые ростки кукурузы, детей умерщвляли по-другому: им отрезали головы, а тела хранили в горных пещерах как реликвии. В период созревания кукурузы жрецы покупали у нищих четверых детей в возрасте пяти-шести лет и запирали их в подвалах, обрекая на голодную смерть.

Верхом дикости для современного человека выглядит ритуал, связанный с культом бога огня. Жрецы разжигали в храме этого божества огромный костер, потом раздевали донага военнопленных и, связав их, бросали в огонь. Не дожидаясь, пока они погибнут, вытаскивали их огромными крючьями из пламени, клали себе на спину и с этой чудовищной ношей выполняли ритуальный танец вокруг костра. Только после этого жрецы закалывали несчастных на жертвенном камне.

Богине плодородия в жертву приносили молодую девушку. Раскрашенная в красный и желтый цвета, что символизировало кукурузу, она исполняла изящные ритуальные танцы, а потом гибла на жертвенном алтаре.

В религии ацтеков существовал даже особый покровитель человеческих жертв - божок Хипе. В его честь жрецы сдирали кожу с живых юношей, которую натягивали на себя и носили в течение двадцати дней. Даже сам тлатоани надевал на себя кожу, срезанную со стоп и ладоней жертвы.

Но больше всего жертв требовал культ грозного бога войны Уицилопочтли. Жертву ему приносили на вершине пирамиды. Четыре жреца, размалеванные черной краской, в черных одеждах, хватали несчастного за руки и за ноги и бросали на жертвенный камень. Пятый, облаченный во все пурпурное, острым обсидиановым ножом распарывал жертве грудную клетку и рукой вырывал сердце, которое бросал в каменную чашу у подножия статуи божества. Бездыханный труп бросали на своего рода каменную эстакаду, по которой он скатывался с вершины к подножию пирамиды. После ритуала сердца поедали сами жрецы, а тела - члены аристократических родов.

Во время торжественного освящения храма бога войны в Теночтитлане, состоявшегося в 1486 году, таким образом убили 20 тысяч пленников. Последний ацтекский тлатоани Мотекухсома Шокойоцин, более известный под искаженным европейскими хронистами именем Монтесума, чтобы отметить свою коронацию, послал на смерть 12 тысяч военнопленных. Порой ацтеки затевали войны лишь для того, чтобы ублажить своего Уицилопочтли. Если воевать было решительно не с кем, то они устраивали так называемую «битву цветов», когда красочно одетые воины устраивали потешное сражение с захватом пленных. На этом потеха не заканчивалась - плененных обеими сторонами пускали под ножи жрецов храма Уицилопочтли.

Мотекухсома Шокойоцин начал свое правление с бесконечных войн за расширение границ империи. Он расширил ее границы больше, чем любой из предшествующих правителей. Мотекухсома внес ряд серьезных новшеств в судебное дело и тщательно следил за соблюдением законов, строго наказывая нарушителей. У него была привычка тайно обходить улицы столицы для ознакомления с обстановкой и настроениями горожан. Но вместе с тем он многократно увеличил тяжесть налогов и дани, особенно с покоренных провинций, что вызывало активное сопротивление соседних племен и народов, приводя к постоянным восстаниям и мятежам.

Мотекухсома окружил себя невиданной роскошью. Он много забавлялся с шутами, любил слушать музыку и песни, в которых восхвалялись подвиги ацтекских воинов и вождей. У тлатоани имелся огромный птичник, для ухода за которым требовалось 600 человек. Был в его дворце и зоосад, где, помимо хищных животных находились калеки, карлики, горбуны. Весь дворцовый ансамбль был окружен густыми садами и цветниками, придававшим ему чарующий и волшебный облик.

Но с годами развлечения и пышное великолепие двора перестали удовлетворять Мотекухсому. Его все больше охватывало странное чувство внутреннего беспокойства и ощущение призрачности и мимолетности своего могущества. Самое ужасное, что он не мог понять откуда исходит эта опасность. Больше всего беспокоили тлатоани смутные слухи о появлении на восточном побережье ацтекской империи каких-то странных людей с белой кожей и бородами, приплывших в больших, похожих на дома, деревянных лодках.

Среди населения Мексики ходили слухи о разного рода таинственных знамениях и необычных явлениях природы. В 1510 году огромное озеро Тескоко без каких-либо видимых причин вдруг забурлило и вышло из берегов, затопив многие города и селения, включая Теночтитлан. На следующий год одна из башен Главного храма ацтеков вспыхнула как спичка, и огонь не могли погасить несколько дней. В 1512 году в дневном небе были замечены сразу три большие кометы, что мудрецы истолковали как крайне неблагоприятное предзнаменование. А незадолго до высадки конкистадоров испанского завоевателя Эрнандо Кортеса на берега Веракруса весной 1519 года на востоке вечером вдруг загорелся странный белесый свет. Он рос вширь и ввысь, пока не уперся в небо и не принял пирамидальную форму. Одновременно в воздухе зазвучали какие-то жалобные звуки, и таинственный женский голос оповестил жителей ацтекской столицы о грозящих бедах. Для ацтекской империи приближались судные дни, принесенные на мечах и копьях явившихся из-за океана испанских конкистадоров...

Виктор БУМАГИН






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты