Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Яффа - город прекрасной Андромеды

Яффа - это экзотический уголок большого и шумного приморского города Тель-Авива. Его древние улицы расположены на высоком берегу, с которого хорошо просматривается достаточно широкий залив Средиземного моря с золотистыми песчаными пляжами и эффектной белоснежной линией многоэтажных зданий Тель-Авива. Для тех, кто хотел бы не только поваляться на шикарном городском пляже, периодически купаясь в теплых морских волнах, но также совершить прогулку в прошлое древнего израильского государства, вкусно покушать в одном из сотен кафе, а вечером заглянуть в какой-нибудь из театров, концертных залов или ночных клубов Яффы, лучшего места не придумать.

Предания относят основание Яффы к временам Ноя. Полагают, что именно здесь он построил свой ковчег, а это означает, что город существовал еще до потопа. Когда же потоп окончился и воды схлынули, сын Ноя Яфет вернулся на родину и заново возводил городские стены. От Яфета, якобы, и происходит название Яффа. Таким образом, это - древнейший город Палестины, а может и вообще самый древний на свете. С незапамятных времен люди жили здесь на берегу залива, выгодно расположенного в центральной части Средиземноморского побережья. Через Яффу проходил знаменитый торговый Морской путь - Via Maris, которым пользовались во все времена египтяне, финикийцы, греки, римляне и т.д., а с наступлением христианства миллионы паломников, прибывавших к берегам Святой Земли.

В яффской бухте недалеко от берега видны невысокие нагромождения черных камней. Это так называемая «Скала Андромеды». Древние сказания уверяют, что именно здесь была прикована обреченная в жертву морскому чудовищу прекрасная Андромеда. Скалу, видимо, размыло с тех пор, как дочь царя Яффы, Кефея, спас легендарный герой Персей, поразивший чудовище копьем.

Другая чудесная повесть, в которой упоминается древняя Яффа, изложена в Ветхом Завете. Это история о необыкновенном путешествии пророка Ионы. Господь повелел Ионе идти в Ниневию и возвестить ее грешным жителям близкую гибель. Но миссия эта испугала пророка, ибо Ниневия была градом великим, не чета тогдашнему Иерусалиму, где все друг друга знали, да и находилась она за три девять земель, и Иона решил удрать. Вместо того, чтобы отправиться через пустыни на восток, он сел на корабль в Яффе и поплыл в противоположном направлении - в Таршиш.

Разгневанный Яхве поднял на море страшную бурю, а Иона тем временем «спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул». Моряки же, обеспокоенные непрекращающимся штормом, стали бросать жребий, чтобы выявить грешника из-за которого случилась напасть, и жребий пал на Иону. Его разбудили и выбросили за борт, «и утихло море от ярости своей», - сказано в писании. Однако Яхве не дал Ионе погибнуть, по приказу свыше несчастного проглотил кит. В чреве удивительной рыбы Иона пробыл трое суток. Когда кит изрыгнул его на сушу, пророк покорно двинулся в Ниневию.

Известно, что Ниневия пала в 609 году до н.э., но сохранились документы значительно более раннего времени, где упоминается Яффа. В Британском музее хранится папирус, повествующий о том, как в XV в. до н.э., в царствование Тутмоса III, египтяне хитростью и обманом взяли Яффу. Их военачальник, приблизившись со скипетром Тутмоса к неприступным городским стенам, объявил, что похитил скипетр и многие сокровища фараона и хочет со всем этим добром перейти на сторону врага. Доверчивые защитники распахнули ворота перед мнимым перебежчиком и даже устроили пир в его честь. Во время пира египтянин убил скипетром местного царька, а из корзин с дарами выскочили пятьсот вооруженных воинов. Они быстро расправились с жителями «и малыми, и великими, и связали их, и надели тотчас же колодки». Более трехсот лет яффский порт оставался крупнейшим складом египетских товаров. Лишь в 1200 г. до н.э. египтян изгнали из города филистимляне.

Арабы завоевали город в VII веке. Для них местный порт имел особое значение из-за близости к их столице Рамле. Арабский историк ал-Макдиси писал: «Яффа - маленький городок, но порт его - как щит для Рамлы. Стены порта крепкие, никакие метательные орудия не могут их пробить, а городские ворота и ворота порта железные. Красивое здание мечети смотрит на порт и на море».

В самом конце XII в. Яффу захватили крестоносцы во главе с английским королем Ричардом Львиное Сердце. Шатры христиан были раскинуты среди городских огородов и фруктовых садов, и «все роскошные дары осени, - как пишет французский историк крестовых походов Г. Мишо, - предоставлены были пользованию пилигримов». Тем не менее, недолго вкушали сладкие фрукты крестоносцы. Однажды, рано утром, армия Саладина напала на город. Ричард вскочил с постели и едва успел надеть кирасу, как нахлынули толпы сарацин. Король бросился в битву с босыми ногами, в одной рубашке, правда, вскочил на лошадь, которую ему успели подать. Рыцари защищались отчаянно, и мусульмане отступили от городских стен, но на равнине воины Ричарда вновь вступили в схватку с арабской конницей.

«Сам король, уже в доспехах и во всеоружии, проявляя чудеса храбрости, устремляется в ряды неприятелей так порывисто, что никто не поспевает следовать за ним и он исчезает из вида своих воинов, - рассказывает Г.Мишо. - Когда он возвратился к крестоносцам, которые считали его уже погибшим, лошадь его была вся в крови и в пыли, а сам он, по выражению очевидца, «весь пронизанный стрелами, был похож на подушечку, со всех сторон унизанную иголками». В результате, после битвы и переговоров с Саладином, христианам был открыт доступ в Иерусалим, и, сверх того, предоставлен во владение морской берег, от Яффы до Тира.

В XIII веке арабы все же разрушили город до основания и вырезали всех христиан. Город-порт пришел в запустение. Мол и береговые сооружения разрушились, высадка здесь стала опасной, частые бури губили суда. Христианские паломники подвергались нападениям турецких пиратов на море и разбойников на суше. Но попытки проникнуть в Иерусалим через «ворота» Яффы не прекращались.

В годы османского владычества (1-я половина XIX в.) город заново отстраивается и укрепляется. Возведены новые стены, сооружены ворота, открыта таможня, укреплен и расширен причал, построена новая мечеть - Махмудия. Рядом с мечетью разбиты роскошные фонтаны, где можно было набрать чистую проточную питьевую воду.

По приказу турецкого султана Абдул Гамида II в 1906 г. в ознаменование 30-й годовщины царствования на главной площади Яффы - площади Часов - была сооружена часовая башня. Здесь же устроена мечеть Махмуда с красивыми галереями.

Фактически до 80-х годов XIX столетия Яффа оставалась турецкой вотчиной и никакой еврейской общины здесь не было в помине со времен пророка Ионы. Однако, христиане разных течений несколько раз совершали попытки поселиться в Яффе. Так, одна американская группа в 150 человек, пожелавшая переехать в Святую Землю, в 1886 г. закупила участок, построила на нем дома, начала обрабатывать землю, но урожаи вытоптали бедуины. Люди обнищали и не могли купить обратного билета в Америку. Марк Твен, тогда еще молодой журналист, побывал в яффском порту и потом писал: «В Яффе мы забрали на корабль около 40 человек из этой печально знаменитой общины».

Сегодня город с многотысячелетней историей реконструирован и превращен в туристический центр с многочисленными художественными мастерскими, галереями и богатым археологическим музеем. При раскопках, а они ведутся по сей день, обнаружены древние крепостные стены, башни, старинные захоронения. Несмотря на полную драматических событий историю, сохранилось множество памятников средневекового периода, старинные церкви, монастыри и мечети.

Отовсюду в Яффе видна красная колокольня русской церкви Св. Петра. Православный храм был построен в конце XIX в. на участке, выкупленном архимандритом Антонином Капустиным в 1874 г. Здесь принимали и принимают паломников, прибывающих на Святую Землю.

Для христиан Яффа занимает особое место, ибо здесь долгое время, в доме Симона Кожевника, жил апостол Петр. Этот дом сохранился. В глубине двора есть колодец, которым пользовались еще во времена Иисуса Христа. Если подняться на крышу дома, можно полюбоваться видом на море, на старый причал и новый Тель-Авив. А на берегу, в старом порту, застыла забавная каменная фигура кита, как напоминание о том, что случилось с незадачливым пророком Ионой в Яффе.

Ирина СТРЕКАЛОВА






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты