Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...








Интересные сайты:




Что такое урим и тумим?

Согласно Ветхому завету, на вершине горы Синай Моисей получил от Яхве ряд законов и литургических предписаний, которые отныне должны были стать основой коллективной жизни израильтян после выхода этого народа из Египта. Яхве вручил Моисею две каменные скрижали, на которых были высечены десять заповедей

Кроме того, Яхве дал ему указания относительно того, как построить Ковчег Завета и скинию - святилище, в котором должен храниться ковчег. Он также вручил Моисею свод законов и религиозных правил. Моисей получил также в дар двенадцать священных драгоценных камней по числу колен Израилевых и, наконец, Яхве сообщил Моисею, что удостоил его брата Аарона звания первосвященника и закрепил это звание за его родом.

Все эти сверхъестественные события изложены в первых книгах Ветхого завета, в частности в книге Исхода. Именно в ней идет речь о строительстве таинственного «переносного» алтаря - Ковчега Завета. Бог дал Моисею наставления относительно того, как с ним обращаться. Силы Ковчега могли быть призваны только тогда, когда первосвященник оденет сакральный наперсник.

Книга Исхода дает подробное описание наперсника - нагрудного украшения первосвященника. Он должен был иметь квадратную форму и состоять из двух золотых пластин, украшенных двенадцатью драгоценными камнями, расставленных в четыре ряда:

«Рядом: рубин, топаз, изумруд, - это один ряд. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз. Третий ряд: яхонт, агат и аметист. Четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис. В золотых гнездах должны быть вставлены они».

Драгоценный нагрудник крепился искусно выполненными витыми золотыми цепями к одежде первосвященника Аарона, и кроме того в нагрудник помещался «Урим и Тумим», и «они будут на сердце Аарона, когда он предстанет перед Господом...»

Много догадок строилось относительно происхождения нагрудника с таинственным «Уримом и Тумимом» на нем. Возможно, он имеет египетские корни. Нагрудное украшение верховного жреца Мемфиса, изображенного на египетском барельефе, состоит из двенадцати маленьких шариков или крестиков, предназначенных для нанесения на них египетских иероглифов. Памятники показывают, что верховные жрецы Мемфиса носили это украшение с древнейших времен, примерно с 4000 г. до н.э.

Ковчег завета также заимствован у египтян. Священники в Гелиополисе и в Фивах несли во время процессии маленькие ларцы, содержавшие какой-нибудь предмет культа. И что любопытно, ларцы эти осеняли своими крыльями резные фигуры двух гениев или духов-покровителей. Таким образом, херувимы, украшавшие ковчег Моисея, тоже египетского происхождения.

Скорее всего из земли фараонов происходит «Урим и Тумим» - название нагрудника, в котором за подкладкой был размещен пергамент с начертанным именем Всевышнего, состоящим из 72 букв. Этот нагрудник обладал следующим свойством: если кто-то задавал первосвященнику вопрос, ответ на который был важен всему еврейскому народу или какому-то из колен Израилевых, отдельные буквы нагрудника начинали светиться, и священник составлял ответ из этих букв. «Урим-вэ-тумим» в переводе с древнееврейского языка значит «свечение и полнота», ибо, по преданию, светящиеся буквы всегда давали полный ответ.

Таким образом, нагрудник обладал свойствами информационных носителей. Те же функции приписывались драгоценным камням, носимых первосвященниками, о которых древнееврейский историк Иосиф Флавий (37-ок.100 гг.) писал: «От камней, которые носил первосвященник, исходил свет, когда при жертвоприношении присутствовал Бог. Те камни, что носили на правом плече, а не на пряжке, излучали сияние, достаточное, чтобы освещать даже отдаленные предметы, хотя прежде они не обладали подобным блеском. И естественно, это само по себе вызывает удивление у всех тех, кто, не презирая религии, не позволяет увлечь себя ложной мудростью. Однако мне хочется рассказать нечто еще более удивительное, а именно что Бог провозглашал победу в битве с помощью двенадцати камней, носимых первосвященниками на груди в нагруднике. Пока армия еще не сдвинулась с места, от них исходило такое сияние, что все поняли: сам Бог помогает им. По этой причине греки, глубоко чтившие наши церемониалы, потому что не могли оспаривать их, называли нагрудник «логионом», или оракулом. Однако нагрудник и ониксы перестали излучать это сияние за двести лет до того, как я это пишу, поскольку Бог был разгневан нарушением заповедей».

Иосиф Флавий, должно быть видевший первосвященника в торжественном облачении, пишет, что нагрудник был украшен «двенадцатью камнями исключительного размера и красоты, которые не так-то легко приобрести по причине их огромной ценности». Эти слова вызывают сомнение ибо настоящие драгоценности - кристаллы сапфира, рубина, алмаза и т.д. - к тому же большой величины были известны лишь в странах Юго-Восточной Азии, стоили баснословных денег и вряд ли были «по карману» пастухам Моисея. К тому же ни один ученый-минералог не смог доказать идентичность библейских камней с известными науке.

В связи с этим, некоторые исследователи полагают, что на самом деле камни нагрудника были чем-то иным. В ветхозаветной Книге пророка Иезекииля, они названы «огнистыми камнями» и некогда принадлежали Люциферу. После его отпадения от благодати, были отобраны у него Богом и затем камни были переданы Моисею, поскольку без их защиты было смертельно опасно открывать Ковчег. В Первой книге Царств сообщается, что по этой причине погибли любопытные жители целого города:

«И поразил он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил он из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим».

Люцифер, как полагали древние евреи, поначалу был главным ангелом. Он восседал на горе Синай, откуда руководил другими божьими посланцами, но прогневил Бога и был низвергнут. Его место заняли два ангела, Михаил и Гавриил, которых стали называть «царями небесными». Именно они изображены на Ковчеге в виде херувимов. Эпизод с падением Люцифера не вошел в Ветхий Завет, но он включен в древнееврейский Танах, на основе которого был создан Ветхий Завет.

Ковчег завета

При жизни многих поколений Ковчег оставался закрытым, пока его наконец не раскрыли по приказу царя Соломона приблизительно через три с половиной столетия после Моисея. Несомненно, что внутри него не было ничего, кроме двух каменных скрижалей с начертанными словами Десяти Заповедей. Поскольку ковчег был открыт, высвободились его божественные силы: «Когда священники вышли из святилища, облако заполнило дом Господень. И не могли священники стоять на служении, по причине облака; ибо слава Господня заполнила Храм Господень» (3-я книга Царств).

К тому времени сам нагрудник, вероятно, был утрачен, а камни, согласно Писанию, хранились в ящике или шкатулке. В Библии не сообщается о дальнейшей судьбе этих священных камней, но ясно, что они оставались при Ковчеге вплоть до его таинственного исчезновения.

Согласно библейским свидетельствам, Ковчег все еще оставался в Иерусалимском храме во время правления Иосии, т.е. около 622 г. до н.э. И если достоверны сведения иудейского историка Иосифа Флавия о том, что его уже не было в Храме во время его перестройки Иродом, то остаются, по-видимому, лишь два исторических эпизода, когда он мог быть утрачен - в период вавилонского нашествия в 597 г. до н.э. или четырьмя веками позднее, во время разграбления Храма римлянами.

Некоторые исследователи пришли к заключению, что ессеи - авторы свитков Мертвого моря - были последними хранителями Ковчега завета, и именно они забрали его из Иерусалимского храма перед тем, как он был разграблен римлянами и уже никогда не был возвращен на свое почетное место. Камни были переданы ессеям, как адептам Михаила и Гавриила. Если у них были камни, то они должны были владеть и самим Ковчегом.

Когда римляне уничтожили Кумран, они перебили всех членов общины ессеев. Последние в ожидании такого исхода, решили спрятать свитки и укрыть в тайниках остальные ценные предметы, включая камни и Ковчег. Времени для этого было достаточно. Поскольку рукописи Мертвого моря так и остались в этих пещерах, надо полагать, что погибли все ессеи. Камни и Ковчег завета должны быть где-то в пещерах безжизненных холмов Иудейской пустыни. Но пещер тысячи и многие из них разрушены временем.

После захвата Иерусалима императором Титом в 70 году н.э. сокровища храма были перевезены в Рим, и Иосиф Флавий сообщает, что нагрудник хранился в храме Согласия, воздвигнутом Веспасианом, отцом Тита. Следовательно, здесь он находился во время разграбления Рима вандалами в 455 году.

В свою очередь вандалов разгромила византийская армия под командованием Велизария в 534 г. По случаю этой победы Прокопий, историк VI в., утверждает будто «еврейские сосуды» были пронесены по улицам Константинополя. Однако Прокопий не упоминает о нагруднике, и еще вопрос, был ли он в числе «еврейских сосудов». Известно лишь одно, что часть трофеев Велизария, пронесенных по улицам Константинополя, византийский император Юстиниан отправил впоследствии в Иерусалим, где они были помещены в церковь Гроба Господня.

В очередной раз, в 615 г. Иерусалим был разграблен персами. По этому поводу сирийская несторианская хроника сообщает: «Шахр-Вараз поймал епископа и глав города и пытал их, чтобы они открыли ему древо креста и сокровища хранилища.... Открыл он им и древо креста, которое было упрятано в огороде и все другие тайные места. Тогда они положили его в ящики и отправили вместе с многими другими принадлежностями и драгоценными вещами царю Хосрову».

В 637 г. арабы разгромили персидскую империю и ее столицу Ктесифон. Если допустить, что Хосров увез в Персию священные реликвии Иерусалимского храма, можно не сомневаться, что арабские завоеватели захватили их в качестве трофеев. Возможно, они до сих пор спрятаны в какой-нибудь неизвестной сокровищнице одного из древних восточных городов.

Ирина ИЕРУСАЛИМОВА








Предыдущая     Статьи     Следущая











Друзья сайта: