Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Тескатлипока - великий и ужасный образ ночного Солнца

Ацтеки верили, что Солнце, достигнув зенита в полдень, затем не склоняется к западу, а вновь возвращается на восток. Как же они объясняли то, что мы ежедневно видим на небосводе? Считали, что после полудня по небу движется огромный «солнечный зайчик» — отражение нашего светила в огромном черном дымящемся обсидиановом зеркале, которое символизировало ночь. Так что закатное солнце считали ложным. А вот бога ночи Тескатлипоку, владельца огромного зеркала, весьма почитали. Даже среди многочисленных ацтекских богов его «великий и ужасный» образ выделяется. Миф о нем некоторые современные исследователи трактуют, весьма глубоко, усматривая в нем указания на особые психотехники, аналогичные знаменитым шаманским практикам.

Согласно ацтекским представлениям, по ночам гигант Тескатлипока неприкаянно бродит, одетый в плащ пепельного цвета, и при этом несет свою голову в руке. Понятное дело, что при виде такого явления поневоле испугаешься. Но якобы нашелся храбрец, задержавший страшного бога и вдобавок пообещавший не отпускать его до рассвета. Но ведь Тескатлипока — это образ самого Солнца. И на рассвете он обязан быть на своей «небесной работе». Поэтому Тескатлипока предложил богатырю в обмен на свое освобождение четыре шипа в залог. И собственное сердце. «Победитель» принес завернутое в ткань сердце бога к себе домой, но увидел, что вместо сердца Тескатлипоки ему достались только белые перья, шипы, пепел и старая тряпка. Заметим, что эти предметы символические — они соответствуют важным для развития характера качествам: воинственности, ясности, силе и приходящей к старости мудрости. Жрецы считали, что человек должен последовательно приобретать каждое из качеств, но затем уметь и избавляться от его избытка.

Каждый год в ацтекских городах выбирали красивого пленника, который должен был в течение года изображать Тескатлипоку. Ему прислуживали восемь пажей, его украшали цветами, наряжали в изысканные одежды. Изображавший бога играл на флейтах, которые ему все время меняли, развлекался, а за двадцать дней (месяцы у ацтеков были двадцатидневными) до окончания срока своих полномочий он даже получал в жены сразу четырех красавиц. Однако по истечении года пленника приносили в жертву «настоящему» Тескатлипоке, богу Солнца, вырывая его сердце. Жены и свита покидали его еще до восхождения на жертвенную пирамиду. А он сам по дороге на вершину пирамиды должен был на каждой ступени разбивать по одной флейте. Жрецы трактовали обряд аллегорически — как отрицание своей внешней красоты и прочей мишуры, часто затмевающей нам истину. Однако не столь философски подкованным людям, а в особенности самой жертве, было не до абстракций...

Именно грозный лик бога Солнца находился в центре каменного круга ацтекского календаря диаметром более чем в три с половиной метра, плита с которым весом около двадцати пяти тонн была найдена в 1790 году в Мехико.

Заметим, что представления ацтеков о смене исторических эпох были связаны со сменой облика бога Солнца. В четные эры он предпочитал образ бога дня Кецалькоатля, в нечетные — бога ночи. Более общее имя для солнечного бога — Тонатиу, а Тескатлипока — это его ночная ипостась. А также Солнце в соответствующие эпохи. Поэтому легенды, согласно которым в Солнце обратился Кецалькоатль, вовсе не вступают в противоречие с теми, где светилом «работает» Тескатлипока. Просто речь идет о разных эрах...

«Больших эр» по этим представлениям было всего четыре, в пятую эпоху, характерную, по мнению ацтеков, соединением бога ночного Солнца еще и с образом бога войны Уицилопочтли, необычайная индейская цивилизация погибла. Конкистадоры принесли с собой вирус неведомой здесь прежде болезни — оспы, погубившей больше людей, чем война, вызванная появлением пришельцев из-за Большой Воды — океана.

Внутри эр были своеобразные «века», каждый из которых равнялся 52 годам. Особый праздник «связывания годов», или, «нового огня», отмечали в конце каждого такого периода. Праздник, посвящался в основном возрождению Кецалькоатля как образа дневного светила.

Тескатлипока

Но не будем повторяться и сосредоточимся здесь на роли Тескатлипоки, обладателе Дымящегося Зеркала.

Не станем преувеличивать роль праздника, когда приносили в жертву юношу, изображавшего этого бога. В ацтекском календаре было 18 двадцатидневок, начало каждой из которых сопровождалось особым праздником, чаще всего сопряженным с жертвоприношениями. Так что описанный выше обычай был лишь одним из 18-ти. Он символизировал также начало так называемой «мужской половины года». А жертвоприношения в этот день имели связь и с «магией плодородия», как и вообще весь солярный культ, столь характерный для ацтеков. На всякий случай, кроме бога Солнца, задабривали и менее значимого бога дождя Тлалока — девочку, одетую в голубое, приносили в жертву на озере Тескоко, задабривая еще и богиню вод.

Не надо думать, будто столь излюбленный ацтеками бог войны считался праведным. Так, в одной из легенд о гибели предыдущей цивилизации тольтеков говорится, что хитрый Тескатлипока принял образ кукольника, на ладони которого плясал Уицилопочтли. Завороженные зрелищем тольтеки устроили давку, а потом, разозлившись из-за нее, забили камнями и кукловода, и его живую куклу. Однако при попытке убрать тело Тескатлипоки с площади произошла еще большая давка с еще большими жертвами. Нет ли в этой легенде намека не только на жестокость войн, но и попытки «обосновать» их в мальтузианском духе? Мол, без управляемой ночными страхам войны общество якобы становится еще хуже...

Заметим, что Тескатлипока также и лунный бог, и к тому же мог принимать образ всеразрушающегo ураганного ветра. Известно, что ветер раздувает огонь. Так что с Кецалькоатлем, возрождающимся из огненного факела, зажигаемого в ночь окончания 52-летия, Тескатлипока связан самой природой, подобно тому, как огонь связан с ветром. Мало того, ацтеки верили, что у первой пары богов было четыре сына, все сплошь Тескатлипоки — черный (этот и стал богом ночи), красный (бог страданий и плодородия по имени Шипе-Тотек), голубой (этот стал богом войны Уицилопочтли), и, наконец, белый. Он же Кецалькоатль. Так что соперники считались братьями... Сама же первая пара богов являлась воплощением единого божества, воплощения двойственности, единства мужского и женского начала, чем-то напоминающего Шиву, только в Мезоамерике зовущегося Ометеотль. Кстати, четыре брата олицетворяли и четыре стороны света. Тут имелись разные варианты соответствий, но зачерным Тескатлипокой обычно оставался север.

Одеяния ацтекских жрецов были преимущественно черными, знаком отличия часто служило изображение Солнечного диска на груди, то есть именно ночного светила. На руки юноше, назначенного на роль Тескатлипоки, надевали золотые браслеты, на ноги — золотые колокольчики, лицо его раскрашивали черной краской. Вновь сочетание цветов Ночи и Солнца.

Ацтекские «гвардейцы» делились на Орлов и Ягуаров, причем последние, посвященные «ночному Солнцу», были наиболее привилегированными воинами. Первых называли «орлами, которые первыми входят в огонь», а вторых — «ягуарами, которые входят в огонь после орлов». Почетнее для «орлов». Но «ягуары» оставались последним резервом. Описанный выше ежегодный ритуал жертвоприношения юноши, разбивавшего флейты о ступени пирамиды, официально назывался праздником «Засуха», но именно этот день был одновременно и праздником знатных воинов. Храбрость черного Тескатлипоки считалась непревзойденной — якобы однажды он приманивал водяного дракона, опустив в воду собственную ногу. В итоге победил, хотя дракон успел откусить божеству ступню.

А вот как описывали ацтеки появление на небе Солнца. Сначала четыре божественных брата, благодаря, в основном, Кецалькоатлю, создали половину Солнца. Но увидели, что света от восходящего на рассвете светила недостаточно. Да и сил у Солнца мало, чтобы преодолеть весь путь по небосводу. Не потому, напомню, что оно пропадает куда-то по ночам, а из-за того, что трудно двигаться по небу в зените. И тогда один из братьев, Черный Тескатлипока, сам обратился в светило. А по ночам стал ходить по небу вокруг северного «полюса мира», оставляя на небе следы в виде звезд... Как из- вестно, Большая Медведица своими очертаниями напоминала медведицу 50 тысяч лет назад, в нашу эпоху она больше похожа на ковш с ручкой. У одних народов названия созвездий Большой и Малой Медведицы восходят, видимо, к очень древним временам, у других закрепилась более поздняя ассоциация с ковшом. Но понятно, что можно придумать и другие образы для создания запоминающихся образов созвездий. Инки, например, вообще дали названия не конфигурациям звезд, а черным пятнам между ними. Тогда почему ацтеки не могли считать «ковшик» Малой Медведицы отпечатком ступни Тескатлипоки, ковыляющего вокруг Полярной звезды?

Тескатлипока также покровительствовал священному для ацтеков числу 13, а его Дымящееся, Зеркало считали еще и символом ясновидения.

Согласно другим легендам, в усилении светимости Солнца Тескатлипока сыграл роль не столько героя, сколько хитрована. Его имя, напомним, означает «Дымящееся Зеркало». Точнее — черное дымящееся зеркало ночи. Используя его, можно создать впечатление, будто огромный солнечный зайчик успешно двигается вперед «с вершины под горку» — от зенита к закату, хотя на деле уставшее к полудню Солнце якобы возвращается назад. Проще говоря, хитрый бог не столько сам светит, сколько создает у зрителя требуемое впечатление, используя свое волшебное зеркало.

Причудливость этих представлений заслоняет от нас тот факт, что жрецам Мезоамерики было отлично известно, что Земля шарообразна. Как бы иначе они могли определять момент «решающего жертвоприношения» 52-летнего цикла во время праздника «связывания годов», когда требовалось, чтобы Солнце находилось в надире с другой стороны Земли, а на ночном небе кульминировали Плеяды?

Сергей КРИВЕНКОВ






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты