Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...









Интересные сайты:




Транссибирский Сталин

Гудок паровоза в ночи. Объявление по громкой связи: «Граждане пассажиры, смотрите в окна левой стороны вагона, и вы увидите портрет товарища Сталина». Пассажиры поезда, подъезжавшего к станции Амазар, что на Транссибе, приникали к стеклам и действительно видели на вершине скалы огромный белоснежный бюст «вождя народов», освещенный снизу прожекторами. В 1956 году объявление это звучать перестало. А потом и сам бюст исчез. Это не легенда - транссибирский Сталин действительно существовал, но был взорван по приказу Хрущева. Памятники «вождю народов» после разоблачения культа личности сносили по всей стране, и Сибирь не была исключением.

Ад на Земле

Бамлаг - один из самых крупных лагерей в системе ГУЛАГа. Огромный спрут, раскинувший свои щупальца от Забайкалья до Тихого океана. Вольнонаемного персонала - минимум, все работы по строительству и реконструкции железных дорог (в первую очередь Транссиба) вели заключенные, в том числе и политические. Бригадиры - из уголовников. Настоящий ад на земле.

Истощенные люди работали по 18 часов. Могли поднять ночью и отправить на срочную разгрузку стройматериалов. Бригадиры-уркаганы били упавших, а тех, кто не мог подняться, зачисляли в «отказники», которые не желали выходить на работу. А это - ШИЗО, пониженная пайка, по сути, голодная смерть. Хотя и так кормили ужасно. Как вспоминают заключенные Бамлага, если непосильный труд не валил зека с ног в первые недели, уже через пару месяцев голод доводил его до полного отупения. Человек был готов на что угодно за лишнюю пайку хлеба и искал любые способы вырваться из этого ада, перевестись на работу полегче...

Как гласит лагерная легенда, трое заключенных в 1935 году решили попытаться «переменить участь». Измученные каторжным трудом, голодом и побоями, они написали письмо товарищу Сталину. Зеки предложили «вождю народов» увековечить его в железе и бетоне - воздвигнув на вершине скалы гигантское изображение. Это, наверное, была отчаянная попытка спастись от неминуемой смерти. Но произошло чудо.

Вождь дал добро

Бюст Сталина у станции Амазар

Письмо это, согласно, опять же, лагерной легенде, каким-то образом попало к Сталину. «Вождь народов» пребывал тогда в хорошем расположении духа. Покуривая трубку, он усмехнулся в усы: «Пусть попробуют», - и поставил на письме резолюцию.

Троих заключенных-архитекторов доставили в предложенное ими для грандиозного строительства место. Для них взрывами оголили вершину холма до камня, и работа закипела. Уже в 1936 году она была закончена. Правда, один из зеков сорвался с высоты и погиб. Двое других были помилованы - Сталин, увидев свой бюст на скале, остался доволен.

Другой вариант легенды гласит, что зеков-архитекторов было двое - отец и сын. Сын погиб, упав со строительных лесов, а отец в 1936 году по личному распоряжению Сталина вышел на свободу. Какой из этих вариантов правильный, узнать уже невозможно. Неизвестно вообще, строили бюст заключенные или вольные архитекторы (последнее больше похоже на правду). Но мрачная система лагерей частенько рождала подобные легенды - о хитрых зеках, обманувших лагерное начальство, изменивших свою участь, нашедших возможность получить помилование.

Ночью и днем

Теперь к фактам. Пассажиры поездов, которые воочию видели каменного вождя, уверяли, что это был огромный бюст, высеченный в скале на высоте около 200 метров. На самом деле это лишь фантазии: люди склонны с годами преувеличивать увиденное когда-то.

Основанием бюста послужил шестиметровый кусок скалы на вершине холма в месте изгиба железной дороги на 6999-м километре Транссибирской магистрали. Архитекторы не высекали бюст вождя прямо в камне. На вершине скалы был сооружен барельеф - из кирпича, камня, бетона и железа. Он достигал в высоту почти трех метров. Сверху изображение покрыли белой известкой, что давало возможность увидеть его даже ночью - если, конечно, появлялась Луна. Подсвечивать прожекторами изображение Сталина начали лишь в 1949 году, к 70-летию вождя.

Культовый бюст

Место довольно быстро стало популярным для проведения массовых мероприятий. Сюда со всей округи привозили детвору, здесь принимали в пионеры и комсомольцы, приносили клятву верности стране и вождю. Самому Сталину якобы очень нравился его бюст, который вознесся над железной дорогой и поражал воображение пассажиров проходящих поездов. Именно поэтому и был издан приказ всем поездным бригадам - приветствовать вождя паровозным гудком, а пассажиров поднимать даже ночью и предлагать полюбоваться изображением.

Кстати - звучит довольно забавно, особенно для тех лет - на бюсте Сталина умудрялись даже зарабатывать. Сохранились фотокарточки, датированные 1938-м и более поздними годами, изображавшие знаменитый бюст на вершине скалы и поезд, огибавший ее. По воспоминаниям старожилов, эти фотокарточки продавали пассажирам поездов глухонемые, садившиеся в состав на близлежащих станциях. Как сейчас коробейники в поездах дальнего следования торгуют «шалями пуховыми», «хрусталем лучшим» или на худой конец «газетами-журналами», так и местные инвалиды продавали фотографии с достопримечательностью.

Низвержение

В день смерти Сталина у изображения были остановлены два встречных поезда и проведен траурный митинг. Еще какое-то время к подножию холма возлагали венки. Ну а дальше началась десталинизация страны.

Вскоре после знаменитой речи Хрущева на XX съезде КПСС на осмотр каменного Сталина выехала спецкомиссия. Члены ее докладывали в Москву (акт от 31 марта 1956 года): «В скальном массиве, который является основанием барельефа Сталина, под действием выветривания и размораживания, образовались большие вертикальные трещины до 20 сантиметров и простираются в глубь массива до 2-2,5 метра. Кроме того, имеется множество горизонтальных трещин. В настоящее время этот массив находится в состоянии обрушения, опасном для движения поездов».

Далее члены комиссии предлагали два варианта решения проблемы: либо укрепить скальное основание памятника, либо снести его к кузькиной матери. Какой вариант был выбран Никитой Сергеевичем Хрущевым, догадаться несложно.

По воспоминаниям жителей Амазара, взрыв был слышен в поселке. Правда, поначалу они не поняли, что произошло. Лишь на следующий день машинисты, помогавшие при расчистке пути, рассказали им, что бюст взорвали, а при этом камней насыпалось столько, что Транссиб перекрывали на два дня. Остатки барельефа скинули к реке, что протекает сразу за железнодорожными путями. Так они и лежали там какое-то время, пока не были вывезены. Наверное, для использования на каких-нибудь стройках народного хозяйства. Чего добру пропадать?

Кстати, на станции Амазар имелся еще один памятник Сталину. Его не трогали еще три года, а потом тоже демонтировали и уничтожили. Еще дольше не трогали глухонемых, которые предлагали пассажирам фотокарточки с изображением уже несуществующего бюста. А потом они исчезли - все в один день.

Найти место, где ранее находился барельеф Сталина, в наши дни было довольно сложно. Местные старожилы расходились в показаниях. На фотокарточках, которые когда-то продавались в поездах, имелось указание - 7031-й километр. Однако после затопления Кругобайкальской железной дороги (в связи со строительством Иркутской ГЭС) километраж Транссиба изменился. Лишь несколько лет назад любители истории выяснили, что по нынешней маркировке бюст Сталина находился на 6999-м километре.

Андрей ЛЕШУКОНСКИЙ







Предыдущая     Статьи     Следущая











Друзья сайта: