Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...









Интересные сайты:




Подвиг мятежного аббата

Кто такой аббат Фариа? Правильно, это старик из романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо», вечный узник замка Иф, благодаря которому спасся и разбогател главный герой произведения Эдмон Дантес. Даже те, кто не читал эту историю любви, предательства и отмщения, наверняка видели одну из экранизаций произведения. А вот известно ли кому-нибудь, что и в реальной жизни существовал аббат, история которого вполне могла бы вдохновить Александра Дюма на написание отдельного романа? Кто же он - тот, кого мы запомнили полусумасшедшим затворником со страниц знаменитого повествования?

Бунтарь из рода брахманов

Сегодня индийский штат Гоа - туристическая Мекка, место притяжения для тех, кто хочет убежать от суетного мира. Но несколько столетий назад это была нищая колония Португалии. Колонизаторы стремились сделать «туземцев» католиками, и те вынуждены были принимать чуждую религию, ведь только с ее помощью можно было достичь успеха и распрощаться с нищетой.

Отец нашего героя, Каэтано де Фариа, выходец из старинного рода брахманов, также принял католичество, а потом женился на португалке. В 1756 году у них родился сын, названный Жозе Кустодио. Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители разошлись и мать приняла монашеский обет.

В 15 лет будущий ученый навсегда покинул Индию. Отец увез его в Лиссабон. Там юноша получил духовное образование, которое продолжил в Италии. Вернувшись в Португалию доктором богословия, де Фариа мог бы сделать блестящую карьеру, но одна черта его личности не позволила ему жить размеренной жизнью. По своей природе Жозе Кустодио оказался борцом за справедливость, вечным искателем истины. В Лиссабоне он вступил в тайную организацию, борющуюся за отделение Гоа от Португалии. Заговор раскрыли, де Фариа удалось бежать во Францию. Вся жизнь его прошла под знаком противостояния и борьбы.

Приключения во Франции

В Париже де Фариа изучал медицину и увлекся тайнами магнетизма - так тогда называли гипноз. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая его судьба, но за неблагонадежность его заключили в Бастилию. Заточение продлилось всего несколько месяцев, но их хватило, чтобы де Фариа в первый раз вписал свое имя в историю. В неволе он частенько играл в шашки, но обычный вариант игры казался Жозе Кустодио слишком простым, и он придумал ее стоклеточную версию. Из Бастилии его вызволил 14 июля 1789 года восставший народ. Аббат с восторгом принял революцию, вернувшую ему свободу, и взялся за оружие, возглавив отряд повстанцев (санкюлотов). Вскоре он прославился как искусный военачальник и пламенный оратор. Но время борьбы сменилось годами террора, в стране установилась якобинская диктатура. Каждый, кто выделялся необычным происхождением, мыслями, настроением, рисковал попасть под нож гильотины. Аббат де Фариа целиком соответствовал образу «врага народа». Он не стал ожидать, когда кровавое правосудие доберется до него, и уехал в Марсель, где и выходцев из южных стран было больше, и якобинские шпионы не так злобствовали.

Здесь Жозе Кустодио продолжил изучать медицину, преподавал, стал профессором, но размеренная жизнь и работа в «тиши библиотек» не устраивала его необузданную натуру. Диктатуру сменило буржуазное правительство. В стране торжествовала реакция, толстосумы обогащались, народ нищал, революционные идеалы были отброшены прочь. Правда, далеко не всеми. Во Франции появилась подпольная организация «Тайная повстанческая директория». Возглавил ее адвокат Гракх Бабёф. Мятежники на практике призывали осуществить идеи утопических коммунистов. Де Фариа не мог оказаться в стороне - он возглавил южное отделение организации. Заговор раскрыли, руководителя казнили, а участников заключили в тюрьмы. Так аббат оказался в замке Иф.

17 лет в одиночной камере

Замок Иф

На этот раз судьба не встала на сторону вечного бунтаря - в заключении ему предстояло пробыть долгие годы. В романе Дюма аббат так и не вышел на волю, а реальный персонаж все же вдохнул воздух свободы - в шестидесятилетнем возрасте. Но до этого ему 17 лет предстояло провести в одиночной камере. Но даже такое испытание не сломило аббата.

Что же позволило ему сохранить ясность мысли и человеческий облик? Все эти дни, месяцы, годы он вспоминал все, что знал о гипнозе, в том числе практику индийских йогов, которых он видел на родине. Де Фариа тренировал навыки, прибегая к самогипнозу. Это помогло ему сохранить трезвость мышления, не позволило погрузиться в беспросветную темень отчаяния. В Марселе, в замке Иф туристам демонстрируют лаз, который якобы прорыл книжный Фариа от своей камеры до темницы Дантеса. Реальный же аббат сохранил возможность выйти на волю силой мысли и мощью характера.

Разоблачить мошенника не удалось

Выйдя на свободу, Жозе Кустодио де Фариа занялся практикой гипноза. В Париже, в доме 49 на бульваре Клиши, он проводил «магнетические сеансы», на которых вводил в транс не только людей, но и домашних животных. От посетителей не было отбоя. Среди них присутствовали и русские офицеры, квартировавшие в Париже после его взятия. Одним из частых гостей был начальник двора русского императора князь Волконский. Сначала он приходил с целью разоблачить мошенника, но потом стал поклонником хозяина, совершающего невиданные чудеса.

Но не все разделяли восторг по поводу искусства аббата. Парижское духовенство, собратья-ученые, коллеги-медики развернули травлю бывшего арестанта, обвинив того в шарлатанстве. Открытые методы борьбы ему были уже не по силам, де Фариа покаялся в грехах и уехал жить в деревню. Но именно там, вдали от шума и суеты, аббат создал главный труд своей жизни, написав монографию, обобщающую знания и опыт в области гипноза. Книгу он назвал «Причины ясного сна, или Очерки о природе человека». Опубликована монография была 20 сентября 1819 года, в день смерти ее автора.

Под гипнозом

Оценить то, что аббат сделал для гипноза и психотерапии, можно, вспомнив уровень развития этих дисциплин в Европе в Средние века и позже. Душевнобольных тогда либо грузили на «корабль дураков» и пускали в нескончаемое плавание между прибрежными городами, либо отправляли на костер как одержимых. Практика гипноза, существовавшая с древних времен, была забыта. Ведь рискнувший заняться подобной «чертовщиной» наверняка заинтересовал бы Святую инквизицию. Приговор за занятие магией был один - осужденного сжигали как пособника дьявола. Позже для умалишенных открылся еще один путь - в «работные дома», где вместе с прочими маргиналами они оказывались в условиях каторги. Обычные люди в случае душевных тревог могли обратиться только в церковь, а там священники всегда давали один совет: молиться, молиться и еще раз молиться!

Недаром де Фариа, остро реагировавший на любые проявления несправедливости, так стремился помочь страждущим. И он был не единственным. До Великой французской революции в Париже практиковал Франц Антон Месмер, он умел погрузить испытуемых в состояние сна, заставить почувствовать холод или жару, перенестись мысленно в другое место. Но его занятия не шли дальше эстрадных представлений.

Аббат первым вывел гипноз из области диковинных фокусов, создал научную основу, заставил служить человеку. Сам термин «гипноз» появился через десятилетия после его смерти, в ходу было слово «магнетизм», которое де Фариа не употреблял. Оно указывало на особенные качества гипнотизера, с чем аббат категорически не соглашался, введя термин «концентрация». Впервые де Фариа продемонстрировал, как концентрация, то есть транс, помогает снять боль. В книге он обобщил и систематизировал все знания по гипнозу, накопленные за долгие годы. Но основным его вкладом в науку стало доказательство того, что действие гипнотизера возможно лишь при участии испытуемого, готовности подчиниться чужой воле. Успех любого внушения зависит от душевной организации объекта «животного магнетизма». И если тысячи людей попадают под влияние манипуляторов и жуликов, а порой и целые народы погружаются в пучину вязкой пропаганды, то причина этого - в склонности к подчинению, желании найти всесильного хозяина, неумении «выдавить из себя раба».

Спать! Спать! Спать!

В столице индийского штата (а совсем не португальской колонии!) Гоа, Панаджи, в 1945 году был открыт памятник. Над лежащей женщиной простер руки священник. Это де Фариа проводит сеанс «концентрации», чтобы его пациентка ушла домой исцеленной и успокоенной. В учебники по психотерапии вошли два приема, носящие его имя. Пользуясь одним из них, гипнотизер пристально смотрит в глаза пациенту, а потом говорит: «Спите!» Второй прием предполагает, что доктор быстро подходит к гипнотизируемому и командует: «Спите!» Но главное наследие Жозе Кустодио де Фариа - это то, что гипноз и психотерапия вошли в число эффективных способов излечения различных болезней и тысячи людей были спасены с их помощью.

Многие поколения восхищались образом аббата Фариа из романа Дюма. Но его прототип заслуживает еще большего интереса и почитания. Непобедимый дух, мощный интеллект, бескомпромиссное служение идеалам, вера в справедливость - таким предстает Жозе Кустодио де Фариа. А еще - бесстрашным исследователем, сумевшим подчинить таинственные силы и заставить их служить всему человечеству.

Лика ЯНИЧ








Предыдущая    Статьи     Следущая











Друзья сайта:




Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг