Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...









Интересные сайты:




Русские соколицы

Так уж издревле повелось на Руси, когда наша страна испытывала серьёзные затруднения, в один ряд с мужчинами становились самые смелые и отчаянные представительницы прекрасного пола. Такие женщины встречались даже на полях сражений. К примеру, на льду Чудского озера, во время знаменитого побоища. Не обошлась без помощи русских женщин и французская компания 1812 года. Чудные создания сражались не за награды и чины, просто они слишком остро ощущали свою ответственность за судьбу России. Настоящие патриотки встречались в нашей стране всегда, их громадный вклад в победу в Великой Отечественной войне многократно восхвалялся и воспевался в лучших произведениях советского и российского исскуства, они оказались и в передовых рядах покорительниц неба...

Кто, как не женщина могла по-настоящему оценить красоту земли с высоты полета сокола или орла? Видимо, поэтому летом 1784 года во Франции взмыл к облакам собранный в кустарных условиях воздушный шар, наполненный нагретым воздухом. В корзине этого примитивного летательного аппарата находилась мадам Тибль. Дело было под Лионом. Но в России, где всегда относились к заморским достижениям ревностно, этот факт заметили столичные и московские газеты. Достижение же братьев Монгольфье отошло на дальний план. Одно дело, когда озоруют взрослые мужики и уж совсем другое дело, когда в небеса рвется хрупкая женщина. Справедливости ради, отметим, что полеты на воздушных шарах в те революционные времена воспринимались публикой, как балаганные развлечения для праздношатающейся братии. Военные еще даже не помышляли об использовании воздушных кораблей в стратегических целях. Однако женщин столь уничижительная оценка их достижений мало волновала. В 1798 году в Париже состоялся первый сугубо женский полет на воздушном шаре. В воздух поднялся дуэт хрупких француженок, которые созерцали Париж, на зависть любопытным зевакам, с высоты птичьего полета. А их соотечественница Софи Бланшар считается первой в мире профессиональной пилотессой. Она за свою короткую, но яркую жизнь совершила 67 полетов на воздушном шаре. Последний раз ее видели в небе Парижа в 1819 году. Тот полет стал для Софи роковым и последним. Она погибла, покоряя воздушное пространство, снискав себе славу и популярность среди народа, какой удостаивалась ранее лишь Жанна Д'Арк.

Что же касается русских красавиц, то они не долго оставались в тени своих французских соратниц. Многие отечественные историки и исследователи воздухоплавания считают Альма-Матер российских пилотесс город Гатчина, что в Ленинградской области. Там в 1911 году стали обучать воздушному делу выпускниц женских пансионов и гимназий. В Гатчине успешно работала первая российская школа летчиков, где воспитывались первые офицеры военно-воздушных сил России. Однако последние исследования показывают, что наши историки серьезно ошибаются в этом вопросе.

Первый полет воздушного шара с женщиной на борту (в корзине) состоялся в небе Санкт-Петербурга еще в 1803 году. Тогда для коммерческих полетов в столицу империи прибыла супружеская пара французских воздухоплавателей Жак и Женевьев Гарнерен. Показательные полеты прошли с огромным успехом, и французы решили апробировать свой шар в Москве, так как в первопрестольной любили сорить деньгами купцы. После одного из полетов Женевьев Гарнерен в шутку предложила зрителям подняться с ней в синее небо (за мзду малую). Как ни странно, но среди московской публики не нашлось ни одного смельчака, который бы рискнул воспарить в небеса с хрупкой мадам даже бесплатно. И тогда из толпы вышла скромная молодая барышня, вызвавшаяся совершить полет. Хрупкая девушка оказалась урожденной города Пензы Александрой Турчаниновой. Она приехала в Москву погостить у тетушки. Ведь должен хоть кто-то постоять за честь России? Таким образом, если верить московской прессе тех лет, первый воздухоплавательный полет на воздушном шаре совершила пензенская девушка Александра Турчанинова, а случилось это знаменательное событие 8 мая 1804 года, что и можно взять за точку отсчета.

Мужчины, естественно, будут возражать, мол, барышня Турчанинова исполняла в данном полете всего лишь роль балласта... Однако нам достоверно известно, что русский мужчина самостоятельно поднялся в небо на воздушном шаре лишь в 1805 году (на год позже). Так что здесь следует признать женский приоритет. Это, кстати, подтверждает и поступок москвички простого происхождения мадемуазель Ильинской (имя, к сожалению, история не сохранила, к нашему стыду). В 1828 году мещанке Ильинской была посвящена небольшая заметка, где говорилось, что «девица Ильинская извещает публику, что завтра собирается запустить в небо над Москвой три аэростатических шара, в одном из которых поднимется в небо лично».

К сожалению, о барышне Ильинской нам известно мало. Но мы знаем, что шары она изготавливала собственноручно. Мероприятие проводилось на даче известного мецената господина Закревского. Пилотесса предлагала любознательным место в гондоле воздушного шара, но желающих не нашлось. Публика предпочла пить пиво в тени деревьев и закусывать. А право полетать на высоте около 500 метров мужчины предоставили девушке. Полет имел место 31 августа 1828 года. Подвиг этой страстной натуры Россия не оценила. А Русское общество воздухоплавания было создано только в 1870 году, его возглавил, как ни странно, мужчина - генерал Э.И. Тотлебен.

Наступил XX век, век тяжелых летательных аппаратов. Создается летная школа «Гамаюн» В Гатчине, куда по приказу царя принимают и женщин. Первой российской воздушной амазонкой стала Лидия Зверева. Она первой среди дам окончила эту школу, получив диплом летчика. Вскоре она с мужем (В. Слюсаренко) открыла свою летную школу. Там получали путевку в синее небо многие русские летчики. В 1916 году Лидия Зверева умерла: ее убил тиф.

Нельзя не вспомнить об одной из первых курсанток-женщин школы «Гамаюн» непревзойденной красавице Любови Голанчиковой. Профессиональная певица, выступавшая во многих салонах Европы под именем Молли Море, внезапно почувствовала тягу к небу, бросила сцену и взлетела к облакам.

Эта женщина серьезно взялась за новое дело и вскоре добилась блестящих успехов в покорении воздушного океана. Ей принадлежат несколько рекордов по дальности и высоте полетов на аэропланах разных конструкций. Любовь Голанчикова была участником знаменитого перелета Берлин-Париж. За это достижение ее пригласили трудиться в немецкую фирму «Фоккер», где она занимала должность главного пилота. Позже (в 1913 году) мадам Голанчикова получила предложение возглавить летный состав летчиков-испытателей в киевской лаборатории авиаконструктора Ф.Терещенко.

Однако не у всех российских пилотесс судьба складывалась так удачно и романтично, как у певицы Молли Море. Примером может послужить жизнь и карьера княгини Евгении Шаховской (1889-1920). Дочь генерала и ближайшего советника царя, она никогда и ни в чем не знала отказа. Любая ее прихоть тут же исполнялась. К тому же, девушка обладала неотразимой красотой.

Учиться летному делу (школы «Гамаюн» еще не существовала) Евгения Шаховская отправилась в Германию, хотя ее отец категорически возражал против этого каприза дочери. Через полгода новоявленная королева неба вернулась в Россию на своем частном аэроплане. Пилотировать аппарат Шаховская предпочитала на высоких скоростях, часто рискуя здоровьем и жизнью в угоду эффекту и эксцентрике. Один такой полет в 1913 году закончился для ее напарника известного русского летчика Абрамовича печально: он погиб. Показалось, что трагедия вернула княгиню к реалиям жизни. Она поклялась больше никогда не садиться за штурвал аэроплана. Шаховская вышла замуж за инженера и на время ушла в тень. Но тут началась мировая война. Княгиня написала прошение самому царю, испросив его разрешения на службу в российской авиации. В ноябре 1914 года Николай I выдал Шаховской личное соизволение на зачисление в 1-й Ковенский крепостной авиаотряд в чине прапорщика. В журнале «Огонек» за 1915 год опубликована фотография красивой женщины-офицера в форме пилотессы. Это и есть княгиня Шаховская.

Документов о ее героических полетах не сохранилось, зато весь авиаотряд знал о многочисленных романах летчицы. С 1914 по 1916 годы Шаховская водила дружбу с Григорием Распутиным, что симпатий ей не прибавляет. Зато вскоре было заведено дело о шпионаже княгини Шаховской в пользу Германии. Ее срочно уволили из армии и заключили в Петропавловскую крепость. В 1917 году Шаховскую освободили большевики и...направили в Киев служить в местном отделении ЧК. В 1920 году она была убита в перестрелке с коллегами в помещении ЧК.

Известно, как проявляли себя советские летчицы во время Великой Отечественной войны. Знаменитые кукурузники У-2 наводили на фашистов ужас и панику. Их так боялись, что прозвали наших асов «ночными ведьмами». Но летчицы воспринимали такое оскорбление, как высшую похвалу, комплимент, признание их заслуг и мастерства.

Александр ВОЛКОВ








Предыдущая    Статьи     Следущая











Друзья сайта:




Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг