Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Василиски в православном храме

Как-то, гуляя по Мурому, я зашла на территорию Свято-Троицкого монастыря. Присмотревшись к узорам монастырских изразцов, я неожиданно обнаружила на них странные изображения: василиск, грифоны, диковинные птицы и еще какие-то существа, видимо, из классического бестиария. Как могли эти сказочные герои стать частичкой украшения православного собора?

Иностранные гости

Считается, что изразцы завезли в Московское государство белорусские мастера в конце XV - начале XVI века. В то время они искали защиты от польских угнетателей под рукой государя московского. На Руси западные ремесленники стали заниматься привычным для себя делом - радовать люд честной расписными плиточками. Надо сказать, что изразцы быстро завоевали популярность. Вскоре они украсили стены собора Василия Блаженного, построенного в Москве.

Что же представляли собой симпатичные узорчатые квадратики? Это глиняная обожженная плитка с румпой (коробчатым выступом на задней стороне изразца) для крепления на стене или печи. Изразцы выливали в деревянных формах с вырезанным объемным рисунком методом так называемой набивки. Кстати, подобным образом украшались узором и знаменитые тульские печатные пряники.

Трава-мурава

В начале XVII века в Москве было налажено массовое производство муравленых изразцов, покрытых изумрудной глазурью. Такое название эти плиточки получили в честь зеленой травы-муравы.

Расцвет русского изразцового искусства наступил во второй половине XVII века и был связан с широким распространением рельефных многоцветных изразцов. Белорусские мастера принесли в Москву секреты изготовления непрозрачных глазурей, или эмалей.

Изразцовые фасадные элементы украсили многочисленные здания и сооружения того времени. Москва сохранила некоторые из них. Это, например, Покровский собор (1671-1679 годы) и Мостовая башня (начало 1670-х годов) в Измайлове, изразцы для которых были выполнены московскими мастерами Степаном Ивановым (Полубесом) и Игнатом Максимовым.

Муромский купец Цветнов

Постепенно узорчатые плитки завоевали и провинцию. Печи, покрытые изразцами, стали на Руси главным элементом интерьеров домов.

К середине XVII века большие мастерские, производившие изразцы, появились в Ярославле, Владимире, Суздале и других городах. Правда, узорчатые плиточки мастера гончарного дела изготавливали лишь в небольших количествах.

В 1642 году на месте обветшавшей деревянной Троицкой церквушки, что стояла в центре провинциального Мурома, на «старом городище», был заложен новый каменный храм. Его создателем стал муромский купец Тарасий Цветное. Надо сказать, что Тарасий Борисович, сын известного купца, относился к гостиной сотне - сословию русских торговцев, куда причислялись состоятельные и достойные люди. Цветновы торговали москательными товарами: красками, клеем и прочим. Они вели дела в разных русских городах. Часто бывали и в столице.

Цветнов был человеком начитанным, отличался тонким художественным вкусом. И его отец, и он сам покупал книги в книжной лавке Московского печатного двора. Среди них - «Книга о вере» и «Грамматика» Мелетия (Смотрицкого) - «бестселлеры» того времени.

И вознесся храм!

Пребывая в столице, Тарасий Борисович отметил такую новинку, как узорчатые изразцы, и задумал создать нарядный собор на своей родине. Только вот где взять в Муроме нужное количество изразцов? Стены храма - не лежанка в доме купеческом, и плиточек цветных для них много потребуется. И решил Тарасий открыть в Муроме временную мастерскую по производству изразцов. В город прибыл из столицы опытный мастер-изразечник. Он же привез и свои формы. Работа закипела.

И вот летом 1643 года, меньше чем через год после начала строительства, над Муромом вознеслись купола храма, которому на несколько столетий суждено было стать одним из главных украшений города. Стены Свято-Троицкого собора опоясали гирлянды изразцовых поясов. Плиточки ярко-золотого и изумрудного цветов сияли на белоснежных стенах. А когда на собор падали лучи солнца, казалось, что он переливается разноцветными огнями. Красоту эту дополняли изумрудная черепица главок и сияние золотых крестов.

Солнце, Перун и русалки

Красота муромских изразцов дополнялась еще и диковинными изображениями на них. На золотой и изумрудной поверхности лихие всадники перемежались невиданными птицами, драконами, василисками и грифонами. Как же все эти обитатели бестиария попали на стены храма? Попробуем отыскать ответ на этот вопрос.

В далекие времена, когда славянские народы поклонялись еще сонму богов, люди начали помещать на свои дома вырезанные из дерева плитки. Причем не в качестве украшения. В те времена человек чувствовал себя бессильным перед жестокими природными стихиями и с помощью таких самодельных талисманов пытался их усмирить или хоть как-то договориться с ними. Эти охранные символы размещались на уязвимых участках жилища и двора. «Непробиваемым» орнаментом они закрывали ворота, двери, окна, застрехи, через которые враждебная сила могла проникнуть к человеку.

На фасаде дома славяне часто изображали солнце, которое должно было защитить людей от ночной нечисти. Кроме того, там размещался и громовой знак, круг, разделенный на шесть секторов, - символ Перуна, оберегавший дом от молнии. Рядом с символом солнца почти всегда изображали знак засеянного поля, обозначающий единство неба и земли.

Удивительно, но существа, которых ныне мы считаем нечистой силой, вставали на защиту жилищ наших предков. Так, русалки были призваны оберегать дом от упырей и потому изображались на наличниках окон и дверях.

Так может быть, изображения на изразцах - это отголосок того далекого языческого прошлого? Но не так все просто.

Александр Македонский и райские птицы

Современные исследователи утверждают, что темы изображений на изразцах взяты из литературных источников.

Различные виды изразцов

На изразцах Свято-Троицкого собора, с которых мы начали свой рассказ, рядом с драконами и василисками соседствуют вполне реалистичные всадники. Кто бы это мог быть? Александр Македонский и его войско! И как же их туда занесло?

Дело в том, что в конце XVI и XVII веке излюбленным литературным чтением русского человека была «Александрия» - повесть о жизни и походах Александра Македонского. Множество списков повести, украшенных самобытными рисунками, ходило тогда по рукам. Увлекательные приключения Александра открывали богатейшие возможности для иллюстраторов. Там мастера и нашли темы рисунков для будущих изразцов. И вот на плиточках появились всадники, пушкари и сам царь Александр Македонский.

Следующий «фаворит» керамических плиток - птицы с женскими головами, легендарные сирин, гамаюн и алконост. Все это - излюбленные персонажи русских легенд и песен. Гамаюн - вещая птица, поющая людям божественные песни и предвещающая будущее. Когда гамаюн летит со стороны восхода, приходит смертоносная буря. Сирин и алконост - птицы радости и печали, появившиеся из мифологических сказаний Древней Греции. Потом эти птички стали излюбленными героями в русском лубочном творчестве. На русской земле экзотические птицы стали называться райскими. И зачастую изображались с нимбом - символом святости - над головой.

Василиски, драконы...

В русских сказках частенько встречается василиск - огромный змей, убивающий своим дыханием, взглядом и ядом. Бывают василиски с головой индюка, глазами жабы, крыльями летучей мыши и змеиным хвостом. Иногда их изображают в виде огромной ящерицы с гребнем на голове и раздвоенным языком, а иной раз - с телом петуха и хвостом змеи. Считается, что своим взглядом василиск превращает все живое в камень. Впрочем, если он увидит собственное отражение в воде, солнечный свет или услышит крик петуха, то немедленно умрет. Василиски живут в каменных пещерах, питаются камнями и выползают наружу только по ночам. Вылупляются они из куриных яиц, высиженных жабой. Сами же эти мифические существа несут яйца, из которых появляются гадюки.

Ну а дракон, изображение которого часто встречается на изразцах, не кто иной, как всем известный Змей Горыныч. В сказках он крадет с неба солнце и, налегая чешуйчатой грудью на ясный лик кроткой луны, заслоняет ее трепетный свет от взора человеческого, повергая в ужас всю живую природу.

...и грифоны

А кто же такой грифон, изображение которого также встречается на изразцах? Это фантастическое чудище, полуорел-полулев с длинным змеиным хвостом. Сочетание в одном существе черт двух животных - царей зверей и птиц - указывает на то, что грифон олицетворяет силу, бдительность и возмездие.

Кроме того, во многих легендах грифоны - это надежные стражи. Именно им доверяли охрану ценностей, райских яблочек и прочих сокровищ. А еще грифоны - необычайно честные существа. Принеся однажды клятву, они будут до конца верны своему слову.

Разглядывая изразцы на стенах Троицкого монастыря, забываешь о том, что на дворе уже XXI век, и невольно погружаешься в далекое прошлое, когда на земле водились прекрасные и ужасные, благородные и бесчестные, храбрые и трусливые, честные и лживые удивительные существа... Впрочем, если задуматься, все было так же, как и в наши дни.

Елена ЛЯКИНА







Предыдущая    Статьи     Следущая







Интересные сайты