Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Дом оракула в Кумах

Сивиллы - знаменитые странствующие пророчицы древнего мира - были известны среди греческих племён Малой Азии задолго до Троянской войны и воспевшего её Гомера.

Считалось, что сивиллы живут до 1000 лет. Наиболее известны были эритрейская, дельфийская, додонская и кумская прорицательницы. Герофила эритрейская предсказала многолетние кровавые битвы у стен Трои и, очевидно, была старейшей из прочих. От кумской сивиллы, по сведениям средневековых комментаторов, исходило пророчество о Христе.

Согласно древнему историку и географу Страбону, город Кумы появился на побережье Тирренского моря. Он был самой первой греческой колонией на Аппенинском полуострове, основанной около 750 года до н.э. Возможно, тогда же с колонистами переселилась одна из десяти прославленных сивилл.

Греческие Кумы процветали и стали важным торговым поселением. Но в 420 году до н.э. богатый город был захвачен и разграблен самнитами. Примерно в 340 году до н.э. город попал под власть римлян. Однако каким бы домогательствам ни подвергались местные жители, обиталище сивиллы не нарушалось никем. Во времена императора Августа сивиллы почитались римлянами наравне с богами языческого пантеона, если не более их.

По преданию, Кумская сивилла за триста золотых монет предложила этрусскому царю Тарквинию Гордому купить девять книг пророчеств, которые помогут ему открыть будущее мира. Царь решил, что это слишком дорого, и отказался. Несколько недель спустя она снова пришла к нему и предложила за ту же цену уже шесть книг. Царь вновь отказался. Затем старуха пришла в третий раз и предложила за ту же цену всего лишь три книги. Царь спросил, где остальные шесть книг, и в ответ узнал, что жрица сожгла их. Тогда царь заплатил триста золотых монет за оставшиеся три книги. Тарквиний попросил её восстановить уничтоженное, но сивилла уже не смогла этого сделать.

Три книги пророчеств долгое время служили основным источником государственных гаданий в Риме, совершавшихся специальной коллегией жрецов. Эти книги тайно хранились в Риме в храме Аполлона на Палатинском холме и изымались только по решению сената в случае крайней необходимости.

Сивиллины изречения, записанные на пальмовых листьях, римлянам были совершенно недоступны. Лишь особая каста их профессиональных хранителей, жрецов - децемвиров, избираемых на всю жизнь, с освобождением от воинской повинности, вероятно, понимала суть текстов, изложенных греческими гекзаметрами.

Сивиллины книги были сожжены римским полководцем Стилихоном в 405 году.

Древний город Кумы давно исчез, но до наших дней сохранилось множество руин: Акрополь, высокий холм, на вершине которого стоит храм Аполлона, статуи, кремационные захоронения, погреба и подвалы. Под руинами находятся несколько пещер, одна из которых была местом пребывания оракула - Кумской сивиллы.

До 1932 года бесчисленные попытки проникнуть в пещеру приводили к обвалам, и туннель, ведущий к ним, был заблокирован. Но в мае 1932 года диггеры проломили завал и добрались до подземного помещения, так живо описанного Вергилием в «Энеиде». Но лишь в 1967 году были найдены полностью подземные помещения, принадлежавшие сивилле.

Дом оракула в Кумах

Английский инженер Роберт Пейджет исследовал эти пещеры. В удивительной подземной сети, врезанной на одну пятую часть мили вглубь скалы, обнаружен канал, который, вероятно, был построен как подобие реки Стикс, ведь, по легендам, сивилла сопровождала тени умерших в загробное царство. Тех, кто хотел спросить совета у Кумской сивиллы, переправляли через канал на маленькой лодке, при этом просители совершали некую мистерию - путешествие в потусторонний мир, и сами они, вероятно не без помощи стимулирующих веществ, готовы были верить всему.

О легендарных «сивиллиных книгах» в Европе написаны сотни исследований, хотя толком никто не знает, что там было, в этих книгах. Есть у Вергилия, в его «Энеиде», пространное повествование о том, как герой Эней, бежавший из Трои в Италию, вместе с товарищами отправляется к уединённому храму, возле которого в подземелье обитает могущественная жрица - сивилла. Эней просит у вещуньи дать разгадку своей судьбы. Лицо сивиллы вдруг обезображивает судорога, волны вдохновенного неистовства прокатываются по её телу. Вергилий пишет; «Её черты и цвет лица меняются, волосы встают дыбом, её грудь тяжело вздымается, её дикое сердце сильно бьётся, пена выступает на губах, а голос её ужасен. Она ходит взад и вперёд по своей пещере и жестикулирует так, будто хочет выгнать богов из груди». Путники в оцепенении слушают, как из недр скалы через сто пещерных отверстии вырываются стократно усиленные вопли - ответы сивиллы.

К некоторым кумским пророчествам с интересом относились богословы, причём уже в первые века новой эры. Интерес к ним возобновляется и в эпоху Ренессанса. Неслучайно портреты сивилл создаёт Рафаэль, а Микеланджело помещает изображения жриц на сводах Сикстинской капеллы.

Фигуры древних прорицательниц можно увидеть и в России. Так, в некоторых новгородских храмах XVI и XVII веков языческих мудрецов и сивилл помещали не только в росписи притворов, но и в... иконостасе! Изображение сивиллы нашлось даже в росписи Благовещенского собора Кремля. По словам известного искусствоведа Ю. Лощица, оракул здесь вовсе не случайный персонаж и, более того, не единственный пришелец из античного мира. Сегодняшний посетитель кремлёвского собора (так же, как и москвич XVI столетия) может видеть внутри храма не только пророчицу со свитком в руке, но и изображение поэта, того самого, что воспел некогда Кумскую сивиллу, - Публия Вергилия Марона.

Автор «Энеиды» написан в рост, на голове у него островерхая шляпа, напоминающая головной убор волшебника. Поэт изображён хотя и без нимба вокруг головы, но в руке у него тем не менее тоже свиток - атрибут ветхозаветных пророков, а на свитке пророческий текст. Слова надписи при реставрации восстановить не удалось, но, возможно, по мнению Ю. Лощица, здесь кратко передавалось содержание знаменитого фрагмента из «Сельских поэм» Вергилия, в котором римский поэт словами пророчицы говорит о рождении необычного мальчика, призванного спасти мир и вернуть ему блаженство «золотого века», тем самым предвещая явление Христа.

Ирина СТРЕКАЛОВА







Предыдущая    Статьи     Следущая







Интересные сайты