Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Окно сквозь толщу времени...

«Я удивляюсь, стена, как могла ты не рухнуть,
А продолжала нести надписей столько дрянных!»

Такие стишки были обнаружены на стене в Помпеях при раскопках этого города, погибшего при извержении Везувия в 79 году нэ. Стена действительно была испещрена «дрянными» надписями. Впрочем, и теперь мы видим (а иногда и оставляем сами) всякого рода свидетельства на заборах и зданиях, в кабинках лифтов и на садовых скамейках. Их вырезают на коре деревьев, выцарапывают на стеклах, малюют на исторических памятниках. При поголовной грамотности населения трудно бороться с желанием увековечить себя...

В Римской империи грамотеев тоже хватало. Уже начальная школа давала достаточно знаний, чтобы нацарапать запомнившееся двустишие, начертать слова любви к подруге или возвести хулу на недруга. Совершим прогулку по восставшим из пепла Помпеям и почитаем сохранившиеся надписи.

Чаще всего речь идет о любовных похождениях:

«Антиох здесь провел время со своей Цитерой».

«Любовники, как пчелы, жизнь сладкую ведут».

Случались, естественно, и размолвки:

«Виргула своему Трецию: ты - бессовестный».

«Здесь был Ауфидий. Прощай!»

Но больше всего все же двустиший, воспевающих любовь:

«Счастье влюбленным! А тот, кто не знает любви, да погибнет. Дважды погибель тому, кто запрещает любовь!»

«Пусть непрестанно цвести суждено тебе будет, Сабина, да сохранишь ты навек девичью прелесть свою».

«Страсть мне внушает, любовь говорит мне то, что пишу я: нет, без тебя не хочу даже и богом я быть!»

То, что жители Помпей имели склонность к поэзии, неудивительно: в школе они изучали литературу, читали поэму знаменитого поэта Вергилия «Энеида» о странствиях героя Троянской войны. И вот какой-то эрудит поместил на стене слова, которыми открывается поэма:

«Битвы и мужа (Энея) пою...»

Этот же стих, шутливо переделанный, красуется на стене дома некоего Фабия, владельца сукновальни:

«Я сукновалов пою и сову, а не битвы и мужа». Добавим, что сова - птица, сопровождавшая изображения богини Минервы, покровительницы сукновалов.

Среди настенных надписей немало бытовых, связанных с хозяйственными делами и торговлей. Один горожанин для памяти записал прямо на стене своего дома: «Накануне майских календ (то есть 30 апреля - В.М.) я положил яйца под курицу». Хозяин хлебной лавки у входа в свое заведение поместил следующий текст: «Ненавижу бедняков. Всякий, кто просит чего-нибудь даром, дурак. Пусть платит деньги и получает товар».

А трактирщик, явно понимавший в рекламе, поместил над своей дверью такие стихи:

«Выпивка стоит здесь асс. За два асса ты лучшего выпьешь. А за четыре уже будешь фалернское пить».

Фалернское вино считалось одним из лучших в древней Италии, ну а асс - это мелкая монета. Известно, что трактирщики нередко обманывали посетителей. На стене одного такого заведения читаем стишок:

«Если б попался ты нам за такие вот плутни, трактирщик: Воду даешь ты, а сам чистое тянешь вино».

А вот и совсем лаконичная надпись, сделанная разгневанным посетителем на дверях харчевни: «Амплиат Педания - вор!»

В период избирательной кампании — выдвижения кандидатов на городские должности эдилов и дуумвиров, стены пестрели надписями такого содержания:

«Марка Казеллия Марцелла в эдилы предлагают земледельцы».

«Марка Церриния Ватию в эдилы предлагают грузчики».

«Гая Юлия Полибия в дуумвиры предлагают погонщики мулов».

Не обходилось, конечно, без насмешек и шуток:

«Просим, чтобы сделали эдилом Марка Церриния Ватию. Предлагают все старые кутилы. А писали Флор с Фруктом».

«Ватию в эдилы предлагают воришки».

Этому Ватии явно не везло! Впрочем, как знать. Может быть, скандальная репутация только прибавила ему популярности ...

Такие надписи называют итальянским словом «граффити», что означает «нацарапанные». Они действительно выцарапывались, вырезались на чем попало, под влиянием минутного настроения, служили своеобразной памяткой, писались на злобу дня. Время сохранило для нас более пяти тысяч подобных надписей в одних только Помпеях. Эти живые высказывания, нередко изобилующие орфографическими ошибками — как бы окошки сквозь толщу времени. Через них мы можем увидеть, ощутить яркую, пеструю жизнь древнего города Римской империи.

Василий МИЦУРОВ







Предыдущая    Статьи     Следущая







Интересные сайты