Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Телеграф древних египтян

Возведение храмового комплекса «солнечного бога» Ра в Гелиополисе связывают с именем выдающегося древнеегипетского архитектора Имхотепа. Символом главы древнеегипетского пантеона являлся странный конусообразный камень, водружаемый на высоком месте. Этот сакральный солнечный символ в древнегреческой мифологии назывался пирамидионом. Он должен был первым встречать и последним провожать лучи Солнца.

Солнечный бог Ра

Солнечный храм в Гелиополисе не только предшествовал первым ступенчатым пирамидам, но и послужил образцом для других храмовых комплексов с пирамидионами.

Среди египтологов распространена версия, что появление первых ступенчатых пирамид, связанных с культом древнеегипетского бога Ра, основывается на прямых наблюдениях вееров солнечных лучей, бьющих из-под облаков над горизонтом. Правда, тут не совсем ясно, почему прямые лучевые веера послужили прообразом именно ступенчатых пирамидальных строений. Подобные нестыковки послужили основой для поиска иных версий, объясняющих странную форму пирамидионов.

Ступенчатая пирамида Джосера

Солнечный восход в ясную сухую безоблачную погоду над удалённым горизонтом при внимательном наблюдении кажется постепенным нарастанием ярких продольных слоёв, иногда состоящих из нескольких фрагментов. Иногда несколько мгновений после восхода солнце действительно напоминает яркую ступенчатую пирамиду, превращаясь в привычный диск лишь после полного появления из-за горизонта.

Метеорологи и оптики объясняют, что слоистая структура восходящего светила связана со своеобразным преломлением солнечных лучей при прохождении через «призму» атмосферы. Заход солнца также сопровождается подобными явлениями, но их картина получается нечёткой, поскольку слоистая атмосферная структура с разными оптическими свойствами нарушается над земной поверхностью вблизи горизонта потоками тёплого воздуха.

Пирамидальное светило

Если наблюдать восходящее светило, то появление каждого следующего слоя происходит очень быстро. В зависимости от состояния атмосферы количество слоёв может быть разным — от двух-трёх до десятка. При этом кажется, что яркий солнечный треугольник и его тонкая структура слоёв колеблются и меняют свой вид. Эта рефракция солнечных лучей производит впечатление зарождения какого-то фантастического существа, всплывающего на небо над горизонтом.

Так становится понятным возникновение солнечного культа в древнейших верованиях египтян. Согласно им династии фараонов имели божественные истоки, являясь потомками главного бога Солнца Ра. Поэтому при их захоронении и путешествии по «царству мёртвых» фараоны обеспечивались всеми мистическими атрибутами для перехода от земной жизни и смерти в другую, главную жизнь на солнечных небесах. Плывя на солнечной ладье, фараону предстояло сопровождать бога Ра, а затем слиться с ним в поднебесье, вступив в новую вечную жизнь.

Каждый восход солнца у древних египтян имел важное религиозное значение. Ежедневное возрождение бога Ра жрецы встречали торжественными песнопениями. Ра существовал в разных ипостасях, в соответствии с солнечным временем суток, а на восходе обозначался в иероглифах боготворимым жуком скарабеем, катящим сферический солнечный диск.

Именно так у древних египтян мог возникнуть божественный образ природного явления пирамидального солнца. При этом возрождающийся бог Ра проявлялся в начале своего небесного пути в форме зубчатого треугольника пирамиды. Затем он проплывал дневной путь в виде слепящего солнечного диска и умирал в вечерней заре, снова превращаясь в расплывчатый образ пирамиды.

Древнейшие гелиографы

Пирамидион, устанавливающийся на вершину пирамиды

Строительство гигантских пирамид, начавшееся со ступенчатой гробницы Джосера, потребовало огромного сосредоточения сил и ценностей, изменив государственную структуру Древнего Египта. Однако непрерывная династическая борьба и изменение положения жреческого сословия вызвали к жизни новую религиозную политику.

Последний фараон IV династии Шепсескаф вместе с новой жреческой кастой реформировал многие основные положения солнечного культа Ра и снова перешёл к строительству древнейших плоских гробниц — мастаб.

Тем не менее конструкции плоских усечённых пирамид после серии ступенчатых на протяжении тысячелетия сохранили элементы «малых форм» пирамидионов. Это трудно объяснить только творческим развитием архитектуры. Скорее всего, вплоть до более поздних времён XVIII-XX династий, когда захоронения происходили в подземных гробницах Долины Царей, тут присутствовали и какие-то практические аспекты.

Возможно, именно Имхотеп создал разветвлённую схему световых семафоров — гелиографов на основе пирамидионов, установленных на вершинах плоских пирамид и природных возвышенностях. К примеру, один из таких многометровых пирамидионов был найден на природном пирамидальном холме над Долиной Царей. Эта «священная гора» по-арабски называется Эл-Кворн. Выбор места тут может быть не случаен, ведь некогда позолоченные грани пирамидиона были видны на большом расстоянии.

Заслоняя отдельные грани подобных монолитных ступенчатых пирамид, можно было бы переправлять сообщения по всему царству фараона. Кроме того, жреческая наука с незапамятных времён знала простейшие камеры-обскуры. Это могли быть тёмные помещения (в том числе передвижные короба) с миниатюрными отверстиями, дававшие перевёрнутые изображения отдалённых предметов на стене или подвижном (для регулирования чёткости) экране. Такой «световой телеграф» мог бы передавать разные важные депеши и предупреждать о появлении вражеского войска. Световые сигналы можно было бы передавать и в тёмное время суток, освещая ступени пирамидионов громадными кострами или светильниками. Кстати, на холме Эл-Кворн у подножия пирамиды были найдены странные метровые глиняные углубления, напоминающие плоские чаши. Если их наполнить маслом и зажечь огонь, то блики от позолоченных ступеней будут видны на десятки километров.

Пирамиды — телекоммуникаторы

Одну из самых невероятных версий о предназначении ступенчатых пирамид высказал питерский инженер А. Вержбицкий. Он считает, что вопреки мнению профессиональных археологов ступенчатые пирамиды представляют собой не столько гробницы фараонов, сколько своеобразные телекоммуникационные системы, состоящие из пирамидальных диэлектрических резонаторов и своеобразных рефракторных антенн.

Следуя логике учёного, все ритуальные помещения внутри пирамид, включая различные туннели, переходы, вентиляционные шахты, погребальные камеры и внутренние храмы, представляют собой не что иное как гигантские радиотехнические элементы: волноводы, резонаторы, фильтры и прочее.

Опираясь на свой опыт научного сотрудника лаборатории экспериментальной оптики, Вержбицкий доказывает, что сакральные тайны и загадки ступенчатых пирамид имеют сугубо практическое решение. В качестве примера он приводит разработанные им палеоастрономические схемы, которые показывают, что ориентация древнеегипетских храмовых комплексов далеко не случайна и напрямую связана с зодиакальными созвездиями. При этом сам инженер уходит от главного вопроса о том, кто же являлся «хозяевами» столь необычной «палеокосмической» техники, считая, что пока ещё это трудноразрешимая загадка.

Колоссальные детали пирамидальных древнеегипетских «радиотелескопов» состоят из гранита и базальта, поэтому здесь нельзя говорить об электропитании. Тем не менее ступенчатые пирамиды вызывают большой интерес и у энтузиастов поиска «палеоэлектричества».

Электричество фараонов

Однажды «независимые исследователи» разглядели нечто странное и на древнеегипетских фресках. Там слуги фараона держат в руках какие-то таинственные аппараты, имеющие форму колбы и напоминающие гигантские электролампы с причудливыми извивающимися змеями внутри. Эти колбы или пузыри очень напоминают прожекторы, соединённые проводами с рядом сосудов-аккумуляторов. Головы змей увенчаны цветками лотоса, и можно при большом воображении представить их некими светящимися элементами.

А вблизи находится аккумулятор энергии — «джед-столб», также соединённый со змеями. Примечателен демон с двумя ножами в руках, символизирующими «защищающую силу», возможно, это древнейший аналог современного «черепа со скрещенными костями», предупреждающего о смертельной опасности.

Версии по поводу «палеоэлектрических артефактов» самые различные, но прояснить их природу весьма затруднительно, ведь изображение сопровождают лишь иероглифы какого-то религиозного гимна, посвящённого солнечному богу Ра. По верованиям египтян, солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. Здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу.

На других древнеегипетских фресках также можно встретить загадочные клубки переплетающихся зигзагообразных линий. Криптоархеологи предполагают, что это своеобразные символы электричества. Свою идею они подтверждают находками кованой медной проволоки, которая могла бы служить проводником тока, и обширными глиняными сосудами-батареями с остатками смолянистой массы электролита.

В принципе, нечто напоминающее носители электроэнергии в виде архаичных «батареек» было найдено при раскопках древнейших гробниц Месопотамии. Это хорошо известные «багдадские батарейки», вокруг которых и по сей день не смолкают дискуссии археологов. В настоящий момент можно только сказать, что тайны храмовой науки скрывают и не такие поразительные открытия. Однако кто и для чего мог научить народы древности получать электричество? Это пока остаётся тайной Древнего Египта.

Олег ОРЕСТОВ






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты