Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












На скамье подсудимых - животные

Примеры, сохраненные в архивах, напоминают нам, что в былые времена законы карали не только человека, но и животных, преступивших закон. Обратиться к этой теме нас заставил случай, имевший место в марте 2009 года в городе Сарасота (Флорида). Там во время циркового представления произошло убийство 5-летнего Эдварда Скули. Преступление совершила 20-летняя слониха Долли. Произошло все неожиданно, когда ребенок угощал Долли арахисом. Вдруг слониха рассвирепела и беспощадно затоптала мальчика на глазах публики и родителей Эдда. Трагедия и ужас!

Президент цирка публично пообещал усыпить слониху и слово сдержал. Правда, родителям ребенка от этого легче не стало.

В дирекцию цирка и губернатору Флориды срочно полетели телеграммы, в которых люди умоляли хозяина цирка пощадить слониху, мол, она же - животное и не может отвечать за свои поступки. Мальчика, увы, уже не вернуть, но слониха пусть и дальше развлекает добрыми трюками детей. Письма еще поступают губернатору и дирекции цирка, а Долли уже нет. Уголовного дела не завели, т.к. убийца наказан (уничтожен). Так решили власти и родители мальчика. Долли еще повезло, в былые времена с ней поступили бы куда суровее, как того требовали закон и церковь...

Экзекуции

В Древней Иудее закон обязывал забрасывать камнями бодливого вола до смерти. Платон описывал обычай Древней Греции, предписывавший - казнить животное, повинное в смерти человека, если это случалось не на войне. Причем казнь обязан был привести в исполнение родственник погибшего. Суд же осуществлял государственный чиновник. В менее трагичных случаях, когда человек оставался жив, «виновника» изгоняли из Греции.

В Древнем Риме чествовали День гуся - священное животное, спасшее Рим от проклятых галлов. Они, подняв гам разбудили стражу, чем спасли римлян. В этот праздничный день у Капитолия совершалась публичная казнь собаки. Животное на глазах у толпы подвергали распятию за плохую службу по несению охраны Рима ее предками. Правда, не сохранилось документов, говорящих о том, что римляне навеки отказались от употребления гусятины...

Законы Средневековья беспощадно карали, отлучали от церкви и предавали анафеме животных наравне с человеком. Ибо и у тех, и у других есть душа. В 1546 году французский государственный суд приговорил к смертной казни корову за убийство человека. Ее сначала повесили, а затем предали огню на костре инквизиции. Документы сохранились!

В 1906 году в швейцарской деревушке состоялся суд над мужчиной и его сыном, ограбивших односельчанина и убивших его. Преступников приговорили к пожизненному заключению. На суде выяснилось, что грабителей сопровождала собака. Ее и признали главной виновницей преступления. Без ее непосредственного участия, мол, ограбления бы не произошло. Люди же (убийцы) пошли по делу лишь соучастниками. Собаку приговорили к смертной казни, повесив на рыночной площади.

Благодаря бюрократизму чиновников нам известно, что в период с 824 по 1845 год в Европе осудили и даже отлучили от церкви 144 животных, как преступников. Убив или покалечив человека, домашнее животное подвергали аресту и сажали в тюрьму - все по закону! Для рассмотрения дел с участием животных государством назначался судья, прокурор, обвинитель и защитник. Приговор оглашал судья. Все документировалось. Никакого беззакония!

Массовые казни

Случались и массовые осуждения. 5 сентября 1379 года пастух свиней в Сент-Марсель-Женси оставил общее стадо на попечение малого сына на пару минут. Пацан же стал дразнить свиноматку, кормившую поросят. Поросята заверещали, разбудив боровов. Те заступились за поросят, сбив мальчика с ног, и затоптали того насмерть.

Суд над боровами возглавил герцог бургундский Филипп Смелый. Свиней приговорили к смертной казни. Никто даже не заступился за животных. Но прокурор заявил, что остальные члены стада должны быть наказаны за «неоказание помощи» или же идти по делу, как «соучастники убийства». Он нашел 3 свидетелей, видевших, как остальные свиньи «спешили» к месту преступления и «самодовольно хрюкали, выказывая одобрения поступку преступников». В заключение прокурор заявил: «Общая казнь стада станет наглядным уроком остальным животным села и назиданием им, что человека обижать нельзя». Суд с доводами прокурора согласился... Только вмешательство герцога уберегло стадо от поголовной казни. В итоге казнили только трех виновных боровов, для чего сколотили тройную виселицу. Остальное стадо тут же выпустили на пастбище к всеобщей радости.

7 января 1457 года к повешению «за непреднамеренное убийство» в Англии приговорили свиноматку. Ее шесть поросят пошли «соучастниками». Их тоже должны были казнить. Однако адвокат обвиняемых приготовил суду сюрприз. Он потребовал освободить поросят, так как хозяин брал их на поруки, заручившись собственной головой, что они не повторят проступок «мамаши». Через год хозяин предъявил властям 6 мертвых свиных голов, которые не стали убийцами, а пошли на колбасу, не совершив убийств людей.

Преступали закон не только свиньи, но и другие домашние животные. С ними обходились как с преступниками, когда они того заслуживали: задерживали, предъявляли обвинение, сажали в тюрьму, готовили для них эшафот, возводили виселицы, разводили костры, точили топоры. Все честь по чести - живая душа все-таки.

Закон есть закон

Самая распространенная казнь животных - виселица. Костер случался реже. Для висельников шились специальные колпаки, надеваемые на голову «преступника» перед казнью. Дабы не мучился и не видел радости людей. Заметим, убийство - единственное преступление, за что зверей судили и казнили. Случалось, что животных приговаривали к тюремному заключению от пары недель до нескольких лет. Тюрьму давали за членовредительство (укусы, бодание, лягание).

В XIX веке в одной русской деревушке к ссылке приговорили козла, который боднул важного чиновника из Петербурга в «мягкое место». Козла официально сослали в Сибирь. О том, что козел прибыл к месту ссылки, документов не сохранилось. У нас всегда так!

В Германии, к примеру, барбос владельца таверны проявил хамское неуважение к члену местного совета, укусив его за ногу. Владельца таверны тут же посадили в местную же тюрьму. Случилось это в 1874 году. Мелкий предприниматель оказался не робкого десятка. Он в тот же вечер подал жалобу на судейскую ошибку, заметив, что настоящий преступник спокойно валяется в пыли у своей будки, в то время как он - добропорядочный и законопослушный бюргер, томится в застенках. Его освободили немедленно, отметив логику его рассуждений, и извинились перед ним, усадив на его место пса. Барбос провел в тюрьме целый год в компании 2 преступников, исправно получая баланду и совершая с сокамерниками ежедневные прогулки в тюремном дворе. Все отмечено в документах, даже дата освобождения пса, которого строго выдали на поруки хозяину по истечении срока заключения.

Средневековые методы обращения с провинившимися животнымиотличались некоторой усложнённостью. Связано это с тем, что не всегда обвиняемого удавалось отловить, посадить, наказать или казнить. В немецком городке Вормс в 864 году приговорили к повешению целый рой пчёл, закусавших достойного селянина до смерти. Пчёлы на вердикт никак не отреагировали. Тогда совет старейших обратился к священнику, который, погорячившись предал пчёл анафеме. О чём пчёлам в лесу возвестил специально нанятый селянами крикун. Он целый день бродил по лесу и орал что есть силы, что пчелы прокляты...

Несколько иная участь ждала рой саранчи, уничтоживше урожай жителей бельгийской деревни. Их прокляли на вечные муки в аду, о чем саранче сообщил сам священник, не поленившийся убить на это целый день своей жизни, возвещая о приговоре с самой высокой в городе каланчи. Наказанием все остались довольны. Только крестьяне, потерявшие урожай, почему-то роптали.

Вообще-то, жителям Европы не очень-то нравились такие «духовные» наказания словом. Они даже жаловались на это высокому начальству - вельможам, предлагая заменить анафемы настоящими казнями и мучительной смертью. Но клерикалы настаивали на своем, указывая обывателям на то, что у животных аналогичное эмоционально-психологическое восприятие мира, как и у людей. Им мол, в ад также не хочется попадать. А еще священнослужители указывали народу на эффективность проклятий и анафемы, отмечая, что после таких суровых санкций аппетит у крыс, саранчи и других вредных животных и насекомых явно уменьшается. А то и вовсе сходит на ноль, хотя бы на некоторое время.

В Венгрии в 1785 году осудили кобылу за то, что она пришибла насмерть местного пастуха, лягнув его прямиком в висок. Кобыла принадлежала местному крестьянину и с общим стадом пастись не выходила. Она была привязана к воротам своего хозяина и мирно пощипывала травку, когда ей под копыто подвернулся пастух.

Лошади грозило не ниже пожизненного заключения или смертная казнь через повешение. К сожалению, в документах не описывается и не дается рисунка предполагаемой виселицы для лошади. Грандиозное, должно быть, сооружение?

Бедное животное непременно бы осудили и умертвили, если бы одна женщина не оказалась случайной свидетельницей данного убийства. Ее буквально заставили выступить на суде, где она рассказала обо всем в мельчайших подробностях. Оказалось, убиенный пастух сам виноват в своей погибели. Он сам подкрался к лошади сзади и при попытке вырвать из хвоста кобылы прядь конских волос для своей плети-хлопушки, получил удар копытом. С лошади тут же сняли обвинение, но принудили ее хозяина продать ее в другую местность, дабы она не напоминала родственникам погибшего о страшной трагедии. Гуманно!

Политес

В журнале «Американский народ» от 30 октября 1888 года читаем объявление, обращенное к... (сами поймете):

«Многоуважаемые господа крысы, обращается к вам житель дома №3 по Пайн-стрит. Хочу указать вам, что мой дом - всего лишь летняя времянка, неприспособленная к жизни в зимнее время года. Только поэтому она продуваема и сыра. Отсюда и скудность запасов, хранящихся в чулане, за что прошу у вас прощение и низко кланяюсь. Но по счастливому совпадению в соседнем доме за углом по адресу Си-авеню, 36 находится прекрасное строение, где вы найдете уют и тепло. Подвал этого дома богат съестными припасами, которые придутся вам по вкусу, в чем я вас заверяю. Спешу уведомить вас об этом, житель дома № 3 по Пайн-Стрит, за сим откланиваюсь и прошу прощение за вынужденные неудобства при переезде».

Следовало бы написать «при переходе», но в целом весьма вежливо, почтенно и уважительно. Такие обращения к животным встречались в старые времена повсеместно, о чем говорят сохранившиеся в архивах документы. Любите животных - созданий божьих, ответят взаимностью, быть может, за сим раскланиваемся...

Александр ВОЛКОВ








Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты