Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...









Интересные сайты:




Божественные рогоносцы

О сатирах в наши дни мало что известно. Многим из нас эти рогатые существа с козлиными копытцами знакомы как неизменные персонажи полотен эпохи рококо, да еще как герои прочитанных в детстве древнегреческих мифов. Однако история хранит немало тайн этих козлоногих существ, благодаря которым сатиры предстают перед исследователями совсем в другом свете.

Существо из леса

Идолы, подобные сатирам, почитались людьми с незапамятных времен. В пещерах эпохи палеолита исследователи не раз встречали изображения мохнатых и рогатых существ, приглядывающих за мечущимися животными - потенциальной добычей древних людей. К сожалению, история не сохранила имен этих покровителей леса, однако они пользовались у наших далеких предков большим уважением. Именно от них зависело, будет удачной охота или же древние охотники вернутся домой без добычи. А потому рогатых божеств следовало задабривать песнями и танцами. Причем поклоняться им должны были исключительно мужчины, так как моления женщин сатиры древности оставляли без внимания.

Интересен тот факт, что именно благодаря неведомым богам на земле появились первые духовые музыкальные инструменты, которые служили для ублажения слуха хозяев дичи. Об этом сегодня свидетельствуют многочисленные рисунки, вырезанные на обнаруженных археологами костях животных.

«Хиппи» Рима и Эллады

Сатир и нимфа

Спустя несколько веков сатиры уже не пользовались у людей прежним уважением и заняли нишу низших божеств. В Древней Греции, а затем и в Древнем Риме они плотно «заселили» леса и берега источников, проводя свою жизнь в беззаботном веселье.

Божественные рогоносцы обладали необузданной любвеобильностью, постоянно преследуя красоток нимф и обитательниц Олимпа. Однажды козлоногие ловеласы посягнули даже на честь богини Ириды, которая чудом спаслась от их преследования, пожертвовав при этом перьями из своих радужных крыльев.

Именно сатиры первыми сумели изготовить пьянящий напиток из ягод винограда, а затем научили этому искусству и юного Диониса, отданного им на воспитание Зевсом. Когда же бог виноделия подрос, косматые наставники составили его свиту и стали следовать за своим господином в его бесконечном путешествии по землям Древнего мира. Это странствие сатиров и Диониса напоминало нескончаемый праздник, где постоянно звучала незатейливая громкая музыка, а вино, до которого рогатые божества были большими охотниками, текло рекой. Надо сказать, что Дионис и его свита пользовались почитанием у греков и римлян, а потому в их честь частенько проводились в лесах грандиозные празднества с песнями, танцами и щедрыми возлияниями.

Сатиров без преувеличения можно было назвать «хиппи» Древнего мира, так как они вели беззаботный образ жизни, никогда не брали в руки оружия, старались не ссориться с окружающими их существами и мало беспокоились о морали. С людьми же у лесных рогоносцев были особые отношения. И хотя эти рогатые волосатые божки были довольно безобидны и никогда никому не делали зла, в порыве веселья они все же могли шутки ради спрятать в лесу стадо пастуха-ротозея или напугать до полусмерти запоздавшего прохожего.

Однако и сами люди не прочь были поохотиться на сатиров. Считалось, что эти козлоногие пьяницы обладают даром предвидения, и если поймать захмелевшего рогоносца, то он непременно откроет человеку его будущее.

Суровый хозяин чащоб

Совсем другим характером обладали грозный Кернунн («рогатый») - властелин северо-западных лесов Европы - и его мохнатые помощники. Эти существа наблюдали за порядком в глухих чащобах, а потому сам хозяин регулярно обходил свои владения, держа в одной руке посох, увенчанный рогатой змеей, а в другой - чашу, вырезанную из кости. Северо-западные сатиры строго следили, чтобы люди не рубили деревьев без особой надобности, а охотники убивали ровно столько дичи, сколько им нужно было для пропитания. В отличие от греческих и римских рогоносцев, помощники Кернунна не требовали от людей веселых праздников в свою честь. Вместо них каждый добытчик, застреливший зверя или птицу, должен был по окончании охоты свершить некий магический ритуал, который отпускал бы душу убитого животного обратно в лес, тем самым питая неведомых существ чащи.

Нарушивших же лесные законы ждала расплата. Стоило только проштрафившемуся человеку снова войти в лес, как на него нападал безотчетный страх и ноги сами несли бедолагу в глухую чащобу, где тот погибал в ужасных мучениях. Кроме того, мог наслать Кернунн на бессовестных охотников и страшные болезни, от которых пышущий до того здоровьем человек умирал за считанные дни.

Считалось, что лесные сатиры водят дружбу с друидами и частенько делятся с теми своими секретами, открывая им тайны грядущего и давая жрецам дельные советы. В благодарность за это белобородые странники оставляли близ лесных святилищ помощникам Кернунна угощение или же фляжки с вином.

Помощники дьявола

Удивительно, но именно популярность сатиров «наделила» приспешников дьявола столь известной ныне «козлоподобной» внешностью. После распространения христианства в Европе первые священнослужители принялись рьяно бороться с язычеством. Трудно поверить, но здесь «серьезные» боги быстро сдали свои позиции, а вот культ веселого Диониса стал для суровых пастырей сильным соперником. Даже в VII веке, когда христианство повсеместно укрепило свои позиции, не страшась церковных кар и анафемы, лунными ночами люди пробирались в лес для того, чтобы воздать почести богу вина и его свите. Немудрено, что поклонников козлоногих существ священники клеймили как приспешников сатаны, называя древние ритуалы шабашами ведьм, а безобидных сатиров - демонами ада. Да и их жутковатая внешность - острые уши, заросшее волосами тело, козлиные рога и копыта - как нельзя лучше подходила пока еще безликим силам тьмы новой религии.

Долгое время сатиров клеймили в своих проповедях священники всех рангов как служителей преисподней, а их изображения непременно фигурировали в храмах на фресках Страшного суда. И только с началом эпохи Возрождения сатиры снова стали безобидными рогатыми божками, скрывающимися в тени лесов.

Ожившие мифы

Согласно сохранившимся историческим источникам, сатиры стали персонажами мифов, «шагнув» в них из реальной жизни. Одним из первых таких документов, рассказывающих о существах с рогами и копытами, является Пополь-Вух - книга-эпос индейцев киче. На ее страницах древний автор называет рогоносцев «старыми людьми», которые жили на земле задолго до человека. После того как «новые люди» стали хозяевами планеты, «старые» ушли под землю, где и живут по сей день.

Спустя несколько столетий римский диктатор Сулла описывал в своих мемуарах, как во время своего путешествия на Эпир обнаружил спящего в лугах человека, заросшего шерстью, с рогами на голове. Сулла и его спутники обращались к незнакомцу на разных языках, пытаясь узнать, кто он такой и откуда, но в ответ рогоносец лишь кричал резким и пронзительным голосом.

Увлекательные записки оставил и посланник диадоха Селевка I Никагора, долгое время живший при дворе индийского царя Чандрагупты Маурьи. Он утверждал, что в здешних владениях водится много сатиров, которых можно без труда встретить во время прогулки по местным плоскогорьям.

Надо сказать, что, дополняя вышеуказанные записи, древнеримский исследователь Плиний Старший (23-79 годы) в своей «Естественной истории» писал, что сатир водится не только в Индии, но и в Эфиопии, представляя его так: «Ловкое, заросшее шерстью животное, передвигающееся на четырех конечностях, но способное ходить на задних лапах, как человек».

Интересно и свидетельство одного трактирщика, проживавшего в небольшом селении в Провансе в XVI веке. Этот человек подал жалобу отцам города, где красочно описывал «лохматого человека», пытавшегося ночью проникнуть в его винный погреб.

Не исключено, что прямое отношение к сатирам имеют и многочисленные встречи наших современников с «лесными» или «мохнатыми людьми», о которых частенько сообщают СМИ всего мира.

Это неудивительно, ведь если некогда огромное племя веселых, по-своему милых существ и существовало на земле, вполне возможно, что последние его представители уцелели и в наши дни. А значит, и мы с вами имеем шанс когда-нибудь познакомиться с ними.

Елена ЛЯКИНА









Предыдущая     Статьи     Следущая











Друзья сайта: