Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...









Интересные сайты:




Остров Пасхи: как погибали боги

Хотите уничтожить целую цивилизацию, но не знаете, как? Спросите об этом жителей Рапа-Нуи, более известного нам как остров Пасхи. Это их предки умудрились превратить райский зелёный уголок в безжизненный кусок скалы, практически не пригодный для жизни. Последние выводы учёных гласят: не европейцы уничтожили островитян. Встреча с белыми людьми стала лишь последним шагом к вымиранию. Погубили же цивилизацию острова Пасхи революция и безжалостное разрушение экосистемы.

Плодитесь и размножайтесь!

Согласно местной легенде, первые поселенцы прибыли на Рапа-Нуи на двух огромных пирогах. Были это, вероятнее всего, жители Полинезии. Точное время заселения острова неизвестно, но принято считать, что колонизация его началась примерно в 900 году.

Остров Рапа-Нуи был идеальным местом для создания самодостаточной общины. Отсюда до ближайших населённых островов — около двух тысяч километров, а до материка — почти в два раза дальше. Вряд ли на остров могли позариться могущественные враги. К моменту появления здесь людей Рапа-Нуи, как показывает радиоуглеродный анализ, представлял собой поистине райский уголок. Остров густо зарос пальмами, среди которых обитало множество птиц и животных. Хищники на Рапа-Нуи не водились. Прибрежные воды острова кишели рыбой и крабами. Среднегодовая температура — 20 градусов тепла.

Что остаётся делать в таких райских условиях? Плодиться и размножаться! Именно этим и занялись переселенцы.

Райский уголок

К сожалению, об истории острова Пасхи до появления здесь европейцев известно очень мало. Часто исследователям приходится полагаться не только на научные данные, например на археологические раскопки, но и на легенды, записанные первооткрывателями Рапануи. Совсем недавно к этим сведениям добавились свежие данные радиоуглеродного анализа почвы и останков древних жителей, которые позволяют воссоздать модель зарождения, расцвета и угасания цивилизации острова Пасхи.

Итак, колонизаторы принялись быстро осваивать свой новый дом. Вырубая пальмы, они освобождали места под посевы, где сажали батат — сладкий картофель, который, вероятнее всего, привезли с собой. На холмистых склонах, богатых вулканическими отложениями, выращивали бананы. Островитяне успешно ловили рыбу. А главным деликатесом у них считались морские черепахи. Кое-где на Рапа-Нуи были даже построены наблюдательные башни, чтобы вовремя заметить появление черепах в прибрежных водах.

Постепенно единый народ распался на десять (по другим данным — на двенадцать) племён. Периодически они враждовали между собой, но до глобальных войн не доходило. Уже тогда на острове возник каннибализм, но он носил ритуальный характер — тела убитых поедали не от голода, а по традиции.

Расслоение на касты произошло и в самих племенах. Власть на местах принадлежала так называемым «длинноухим» — вероятнее всего, вождю, жрецам и воинам. «Короткоухие» находились у них в подчинении и выполняли всю тяжёлую работу: от строительства и добычи пищи до установки моаи — тех самых каменных истуканов острова Пасхи, которые и поныне поражают наше воображение. Изготовление одного идола могло занимать несколько месяцев, высота достигала десятка метров, а вес моаи иногда достигал нескольких десятков тонн и даже больше.

Призрак голодной смерти

Установка моаи на острове Пасхи

Зачем нужны были эти многотонные моаи, изготовление, доставка на место и установка которых требовали огромных затрат и ресурсов, мы если и узнаем, то не скоро. Возможно, ответ на этот вопрос дадут письмена рапануйцев ронго-ронго, которые в небольшом количестве дошли до нас. Увы, пока расшифровать их не удалось. Ряд исследователей выдвигает интересную теорию: идолы нужны были как для религиозных целей, так и для того… чтобы у черни не оставалось свободного времени. Армейский принцип: даже если у солдат нет дела, придумай его, чтобы у них не было возможности бездельничать и думать. Как бы то ни было, «короткоухие» вырубали гигантских каменных идолов, транспортировали их к месту обитания своего племени и устанавливали лицом к поселению. Возможно, люди верили, что моаи оберегают их от несчастий, голода и мора. «Длинноухие», в свою очередь, ведали политическими, хозяйственными и военными вопросами.

К 15-му веку население Рапа-Нуи увеличилось до 15-17 тысяч человек. При этом, как полагают современные специалисты, остров мог обеспечить пищей лишь около двух тысяч человек. Для Рапа-Нуи настали тяжёлые времена. Многие «короткоухие» обвиняли в этом элиту племени. Действительно, «длинноухие», например, вводили табу на ловлю рыбы и крабов в зимние месяцы. Объяснялся запрет просто: морские обитатели должны были восстанавливать популяцию. Но попробуй докажи это голодному рыбаку!

К тому времени немалая часть лесов на Рапа-Нуи была вырублена под посадки батата. Увы, земли очень быстро истощались, переставали давать урожай.

Ветры и дожди смывали плодородную почву — после вырубки пальм процесс эрозии становился неотвратимым. Понимая это, «длинноухие» запретили вырубать оставшиеся леса. По сути, для многих жителей острова это решение стало приговором. Урожаи батата становились всё меньше, а в зимние месяцы, когда нельзя было ловить рыбу, на Рапа-Нуи начинали умирать от голода — в первую очередь старики и младенцы.

Революция ушей

Стычки между племенами стали обыденностью, а каннибализм — уже не столько ритуалом, сколько возможностью спастись от голодной смерти. Именно в 15-м веке многие изделия рапануйцев, особенно рыболовные принадлежности, делали из человеческих костей. В тот же период, судя по результатам археологических раскопок, островитяне резко увеличили изготовление оружия с наконечниками из обсидиана — копий, стрел и своеобразных мечей.

В конце концов «короткоухие», считавшие своих предводителей виновниками всех бед, восстали. Произошло это, конечно, не одновременно во всех племенах, но в течение нескольких лет все «длинноухие» были перебиты и съедены.

Увы, не всем кухаркам дано править государством. Придя к власти, «короткоухие» первым делом повалили истуканов — как символ власти угнетателей. Затем сняли табу на зимний вылов морских обитателей и вырубку лесов. На какое-то время это дало эффект: посевы батата сильно увеличились, как и вылов рыбы с крабами. Призрак голода, казалось, отступил.

Однако природу не обманешь. Вырубка пальм привела к катастрофе. Исчезли птицы и немногочисленные обитатели местных лесов. Плодородный некогда остров постепенно превращался в кусок скалы. Кишащие живностью прибрежные воды обеднели и уже не могли прокормить рапануйцев. Между племенами вспыхнули ожесточённые войны, а человеческое мясо вновь вошло в постоянный рацион островитян.

Население стремительно сокращалось. Виной тому и войны, и эпидемии — неизбежные спутники голода. В 1722 году, когда на берег Рапа-Нуи ступили европейцы, здесь влачили жалкое существование около двух тысяч деградировавших островитян. На острове не было ни письменности (уничтоженной вместе с «длинноухими»), ни единой религии (после свержения истуканов каждое племя поклонялось своим духам). Так что, вопреки распространённому мнению, не европейцы уничтожили цивилизацию острова Пасхи. Белый человек застал здесь лишь остатки некогда мощного народа. Хотя, как это бывало везде, приложил руку к окончательному уничтожению рапануйцев.

И всё же жители Рапа-Нуи, согласно последним выводам учёных, стали жертвами перенаселённости, революции и — как следствие — безжалостного разрушения экосистемы. Остров Пасхи — прекрасный пример того, как человек своими руками может уничтожить окружающий мир и загнать самого себя в тупик, из которого нет выхода. Главное, чтобы ошибки рапануйцев не были повторены в масштабах планеты.

Андрей ЛЕШУКОНСКИЙ









Предыдущая     Статьи     Следущая











Друзья сайта: