Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...









Интересные сайты:




Антоний Печёрский - глава всех российских монархов

Киево-Печерская лавра является одним из древнейших монастырей Русской земли. Она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Основан же монастырь был еще в 1051 году, во времена Ярослава Мудрого, святым Антонием Печерским.

С благословения Святой горы

Антоний Печёрский

Преподобный Антоний родился в 983 году в местечке Любече, что близ Чернигова. Еще в детские годы он мечтал стать иноком. В юношеские годы он отправился в паломничество в Византию, посетил Константинополь, а оттуда ушел на святой Афон - в центр иноческой жизни греческого Востока. Обходя монастыри на Святой горе и наблюдая за их жизнью, Антоний пожелал принять постриг именно там. Один из игуменов исполнил его желание и взял в свой монастырь. На Афоне Антоний прожил несколько лет. И вот однажды игумен позвал его к себе и с напутствием сказал: «Иди обратно в Русскую землю - пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской; да будет с тобой благословение Святой горы!»

По возвращении на Русь Антоний решил поселиться в окрестностях Киева. Он обошел несколько монастырей, которые устроили иноки-греки, пришедшие вместе с князем Владимиром Красное Солнышко для крещения Руси. Однако ни одна обитель ему не понравилась, поскольку в них не содержали чина и устава совершенного общежития. Поэтому Антоний решил жить отдельно. Он стал ходить по лесам и горам и так дошел до княжеского села Берестова. Близ него он нашел пещеру, когда-то выкопанную варягами, и поселился в ней.

После смерти равноапостольного князя Владимира, последовавшей в 1015 году, на Руси начался период смут. Антоний вновь удалился на Афон. После того как в 1019 году благодаря помощи новгородцев в Киеве утвердился князь Ярослав Мудрый, на Руси вновь воцарился мир. Тогда Антоний решил вернуться к месту своего подвижничества, на покрытый вековыми лесами холм близ Берестова. Незадолго до этого там ископал пещерку для молитв пресвитер Илларион, будущий митрополит Киевский. То место очень полюбилось Антонию; он поселился в пещере Иллариона и молил Бога, чтобы тот утвердил его вселение на этом месте.

Несколько лет прожил Антоний один в непрестанной молитве, вкушая лишь сухой хлеб и утоляя жажду умеренным количеством воды, да и то через день. Порой он и вовсе не ел ничего целую неделю, пребывая день и ночь в молитвенном бдении. Узнав о подвигах преподобного Антония, к нему стали приходить некоторые христолюбцы. Они испрашивали совета и благословения, а некоторые хотели поселиться поблизости от его пещеры. Антоний всех принимал и постригал. В числе первых его учеников были Никон и Феодосий, уроженец села Васильева, что близ Киева, еще в раннем детстве обнаруживший самое благочестивое настроение души и пришедший к Антонию в 1032 году.

Когда собралось 12 братьев, они общими усилиями выкопали большую пещеру, в которой устроили церковь и кельи. Антоний во всем подавал пример братии. Он, к примеру, очень скромно питался: одной зеленью, да и то без масла. Но едва жизнь общины наладилась, как в 1051 году однажды Антоний собрал монахов и сказал им: «Бог вас собрал, братья, а я вас постриг по благословению Святой горы... Да пребывает на вас... благословение от Бога и от Пресвятой Богородицы. Живите одни - я поставлю вам игумена; я же хочу жить один, как привык к тому в прежние годы». Вскоре он поставил им игуменом Варлаама, а сам, избегая мятежа и молвы, сначала затворился в одной из келий здесь же в пещере, а потом переселился на другой холм, где начал копать новую. Антоний, впрочем, ушел туда не один, а с небольшой группой учеников, желавших посвятить себя строгому отшельничеству. У Антония, вследствие его святой жизни, открылся тогда дар чудотворца. Многих болящих, обращавшихся к нему за помощью, он исцелял зеленью, которой питался сам.

Обитель разрастается

В 1054 году, после смерти Ярослава Мудрого, на киевский престол воссел его сын Изяслав. Сей князь был человеком вспыльчивым, но набожным. К этому времени преподобный Антоний уже прославился по всей Русской земле своей добродетельной жизнью, подобно тому, как в Египте прославился Антоний Великий. Сам князь Изяслав приходил к нему со своей дружиной, прося молитв и благословения. Многие историки полагают, что духовной дочерью святого Антония была и супруга Изяслава - полячка Гертруда, которая умела благотворно влиять на мужа, сдерживая его гневливость.

За прошедшие годы число братии так умножилось, что они уже не могли помещаться в подземной церкви. Тогда по благословению Антония монахи начали строить над пещерой небольшой деревянный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Едва работа была окончена, Изяслав Ярославич взял Варлаама игуменом в основанный князем Дмитровский монастырь. Тогда Антоний по просьбе монахов поставил игуменом преподобного Феодосия, известного своей глубокой набожностью и смиренным нравом.

При Феодосии число черноризцев быстро умножилось до сотни. Видя под своим началом столь большое количество монахов, Феодосий, посоветовавшись с Антонием, решил основать настоящий монастырь. Князь Изяслав по первой просьбе Антония с великой радостью отдал во владение будущего монастыря плато над пещерой. Там вскоре была построена большая церковь. Вокруг нее поставили кельи, а сам монастырь обнесли оградой. Не позднее 1062 года монахи переселились туда из пещер. Новая обитель, тем не менее, продолжала именоваться Печерской в память о том, что прежде черноризцы жили в пещерах. Здесь был принят строгий устав, списанный с устава Студийского константинопольского монастыря. Согласно ему в Печерской обители вводилось строгое общежитие; монахам не позволялось иметь ничего своего, даже иголки. Антоний благословил все эти нововведения.

Гонения

Под конец жизни святому Антонию пришлось пережить гонения. В 1067 году князь Изяслав обманом, нарушив крестное целование, захватил в плен своего дальнего родственника полоцкого князя Всеслава и держал его в заточении. За это Антоний не раз корил и обличал его. Из Киево-Печерского патерика известно, что в 1068 году, во время нашествия половцев на Русь, трое князей Ярославичей - Изяслав, Святослав и Всеволод - накануне выступления в поход пришли к Антонию за благословением и молитвой, однако старец предсказал им поражение. И действительно, в битве на реке Альте русские войска потерпели жестокое поражение. Изяслав вместе с Всеволодом бежал в Киев. Святослав же отступил к Чернигову и в ноябре разгромил половцев. Киевляне восстали против Изяслава, изгнали его и посадили киевским князем освобожденного ими Всеслава. Во время своего недолгого княжения тот несколько раз ездил к Антонию и беседовал с ним. Через год Изяслав при помощи польского князя Болеслава II Смелого вернул себе Киев и стал сильно злобиться на Антония как за прежние обличения, так и за близость его к Всеславу.

Пришлось Антонию искать убежища в соседнем Черниговском княжестве у князя Святослава Ярославича. Тут ему полюбилось одно место на Болдиных горах. Антоний выкопал пещерку и жил там. И здесь рядом с ним стали селиться выбравшие отшельничество люди. Позже на этом месте возник Успенский монастырь. Вскоре Изяслав раскаялся в своей горячности и стал присылать к Антонию людей с просьбами вернуться к печерской братии, что тот и сделал. Святослав Черниговский продолжал, тем не менее, покровительствовать святому. Сделавшись в 1073 году киевским князем, он подарил Антонию поле, прилегающее к пещере. Здесь еще при жизни святого было начато строительство каменной церкви Пресвятой Богородицы.

Скончался Антоний уже глубоким стариком в мае 1073 года. Местное почитание преподобного в Киево-Печерском монастыре началось, по-видимому, вскоре после его кончины. Время установления его церковной памяти неизвестно. Ныне же преподобный Антоний Печерский почитается как один из отцов русского монашества. Его церковная память празднуется 10 июля, а также 2 и 28 сентября.

В годы советской власти предпринимались попытки обнаружить мощи основателей Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, но так как они были не официальными, то подтвердить документально результаты этих поисков не представляется возможным. Существует современное устное предание о том, что археологам, пытавшимся откопать предполагаемое место погребения преподобного Антония, помешали огненные искры, которые начали появляться во время раскопок.

Андрей ЧИНАЕВ







Предыдущая     Статьи     Следущая











Друзья сайта: