Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...









Интересные сайты:




Планер из Саккары

Существует несколько артефактов, которые вполне могут служить доказательством того, что еще в древности люди освоили воздушную стихию. Один из самых известных - деревянная «птица» из Саккары, которая претендует на звание древнейшей в мире модели летательного аппарата.

Странный предмет

В Египетском музее в Каире хранится странная деревянная фигурка, которую легко принять за модель самолета или планера, если бы не одно «но»: возраст этого изделия составляет 2200 лет. Найдена она был в 1898 году в одной из могил некрополя в Саккаре. Судя по надписям в гробнице, там был похоронен некий Пади-Имен, умерший около 200 г. до н. э. Археологи особого внимания на странный предмет тогда не обратили - до начала эры авиации оставалось еще несколько лет, так что мысль о сходстве находки с самолетом попросту никому не могла прийти в голову. Фигурку отослали в Каирский музей, где зарегистрировали, внесли в каталог и отправили пылиться на полку в безбрежные музейные запасники.

Минуло семьдесят лет. Однажды доктор Халил Мессиха, профессор анатомии в Хелуанском университете, рассматривал хранящиеся в Каирском музее статуэтки. Он изучал, какими методами древние египтяне передавали особенности анатомии разных птиц. Среди фигурок птиц ему попалась одна весьма странная. Она была похожа не столько на пернатое создание, сколько на самолет или планер с обломанным хвостовым горизонтальным оперением. Доктор Халил Мессиха был большим любителем авиамоделизма, так что ему с первого взгляда стало понятно, что перед ним модель летательного аппарата. Смущал только возраст - 2200 лет! Неужели египтяне уже в то время умели строить если не самолеты, то хотя бы планеры?

Комитет и статья

Заинтересовавшись этой проблемой, Мессиха сумел убедить египетское министерство культуры заняться изучением фигурки. Для этого был создан целый комитет. Результатом его работы стала статья «Африканская экспериментальная аэронавтика: 2000-летняя модель планера», опубликованная в одном из научных сборников. В этой статье доктор Мессиха и его коллеги утверждают, что найденная в 1898 году «птица» на самом деле представляет собой модель крылатого летательного аппарата!

Модель сделана из древесины сикоморы, ее длина 14,2 см, размах крыльев 18,3 см. Вес ее составляет 39,12 грамма. Корпус гладко обточен и имеет обтекаемую форму, почти под прямым углом от него расходятся крылья. Нижняя часть хвоста обломана; возможно, к ней прежде крепилось горизонтальное оперение. Доктор Мессиха считает, что это, скорее всего, не птица, поскольку «хвосты птиц горизонтальны, в то время как самолеты имеют вертикальное хвостовое оперение», и что это «древняя, изготовленная в соответствии с масштабом модель некоего летательного аппарата, а точнее - самолета-моноплана». Халил Мессиха обращает внимание на то, что древние египтяне часто строили масштабные модели хорошо знакомых им объектов: храмов, кораблей, колесниц и т. д. «И теперь, когда мы нашли модель крылатого летательного аппарата, не следует удивляться, если однажды археологи отыщут под песками пустыни остатки настоящего древнеегипетского планера или самолета», - пишет он.

По образцу фигурки из Саккары было сделано несколько моделей, которым разве что добавили отсутствующее горизонтальное оперение. Все они продемонстрировали вполне приличные аэродинамические качества: запущенные в небо даже легким броском, они хорошо планировали. Не вполне ясно, правда, что заставляло древнеегипетский самолет подниматься в воздух, поскольку модель не имеет никаких признаков двигателей. Так что это, скорее всего, все-таки планер.

Что говорят скептики?

Критики полагают, что в почтенном профессоре анатомии попросту взыграл авиамоделист. Они считают маловероятным умение древних египтян строить летательные аппараты. Эта блистательная цивилизация оставила после себя множество исторических свидетельств, но до сих пор не обнаружено ни единого намека на то, что в Древнем Египте когда-либо существовали авиационные технологии и связанные с этим отрасли промышленности: производство машин и оборудования, изготовление соответствующих деталей и узлов. Было бы откровенно странным, если бы весь этот массив знаний испарился в одночасье, оставив на память потомкам единственную довольно топорно сделанную деревянную игрушку. Большинство египтологов сходятся во мнении, что саккарский «планер» - это все-таки стилизованное изображение птицы с распростертыми крыльями, хотя ее хвост действительно не похож на хвост известных пернатых. На носу изделия сохранился один нарисованный глаз, заметна прорисовка деталей клюва, что отмечает и сам доктор Мессиха. Весьма вероятно, что «птица» служила чисто утилитарной цели: она была флюгером, указателем направления ветра. Этим можно объяснить и подчеркнутую аэродинамичность фигурки, и специфическую форму хвоста. Такой флюгер мог, например, увенчивать мачту церемониальной лодки, которая использовалась в дни больших праздников. Команда ставила парус, а на верхушке мачты раскрашенная птица вращалась в разные стороны, указывая своим заостренным клювом направление ветра.

Барельеф из Абидоса

Но все далеко не так просто. В древнеегипетских храмах на барельефах было обнаружено несколько изображений летающих тарелок, а в храме фараона Сети I в Абидосе и вовсе красуется барельеф с изображением сразу трех техногенных объектов: вертолета, самолета и то ли дирижабля, то ли подводной лодки. Изображение красуется на одном из архитравов храма - мощных прямоугольных блоков, которые уложены поверх колонн и на которые в свою очередь опирается крыша сооружения. Впервые этот странный барельеф был зарисован археологами еще в середине XIX века. «Надпись» долгое время никто не мог перевести, но египтологов это мало беспокоило - мало ли в Египте труднопереводимых надписей.

На сходство этих изображений с современной техникой уже в наши дни впервые обратила внимание солидная арабская газета «Аш-Шарк аль-Аусат», которая опубликовала фотографию странной «надписи» и задала своим читателям совершенно неожиданный вопрос: «Как вы полагаете: были ли древние египтяне знакомы с боевой авиацией?» И действительно, обычный человек видел на барельефе отнюдь не текст, а изображение трех высокотехнологичных объектов. В 1996 году вышла книга английского писателя Алана Элфорда «Боги нового тысячелетия», и о «надписи» на архитраве узнала широкая публика на Западе.

Попытка скептиков объяснить происхождение барельефа с летательными аппаратами наложением двух иероглифических надписей вряд ли способна выдержать серьезную критику: вероятность получения сразу трех техногенных изображений в результате случайного наложения двух групп иероглифов просто ничтожна и стремится к нулю. Недаром версия о наложении воспроизводится лишь на научно-популярных сайтах и никогда не воспроизводилась в академических научных журналах: никто из серьезных египтологов под эдаким бредом свою подпись ставить не желает. Стало быть, объяснение должно быть иным.

Известный независимый исследователь древних цивилизаций, ныне покойный, Андрей Скляров обращает внимание на то, что рядом с храмом Сети I находится удивительный объект - мегалитическое сооружение Осирион, уровень пола в котором гораздо ниже, чем у храма. Не случайно археологи, обнаружив Осирион сто лет назад, первоначально сочли его возраст равным 15 тысячам лет. Качество обработки его гранитных блоков гораздо выше, чем у блоков, составляющих храм Сети I. По этой причине Скляров приписывает его строительство гипотетической цивилизации богов. По его мнению, Сети I и его сын Рамсес II не строили Осирион, а лишь откопали и отреставрировали его. В таком случае техногенные изображения на архитраве храма можно объяснить тем, что Сети I с сыном нашли в Осирионе нечто, подвигнувшее их создать столь странный барельеф. Речь, конечно, вряд ли может идти об обнаружении целого вертолета, самолета или тем более подводной лодки, но вот макеты или изображения подобной техники там вполне могли быть.

Здесь будет уместно воспроизвести и рассуждения Андрея Юрьевича Склярова по поводу странного, казалось бы, сходства облика древней техники с современной. На самом деле никакого парадокса в этом нет, особенно для летательных аппаратов, на форму которых решающее влияние оказывают законы аэродинамики. Движение тяжелого летательного аппарата по воздуху имеет определенные свойства, задающие целый ряд ограничений. Ограничения эти влияют не только на форму летательных аппаратов, но и на выбор способа приведения транспортного средства в движение - несущий винт у вертолета, реактивный двигатель или винт у самолетов. Точно так же существуют ограничения по выбору формы у тел, движущихся в жидкой среде, например, для подводных лодок. Так что определенное совпадение форм не только возможно, но и неизбежно.

Виктор БУМАГИН








Предыдущая     Статьи     Следущая