Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...









Интересные сайты:




Сокровища облачной обители

Небольшая буддиская святыня Фаюаньсы, храм источника Дхармы, находится в самом центре современного Пекина. Только немногие посвяшённые знают, что в нём хранится бесценное сокровище, которое не измерить никаким золотом - бумажные списки с завещанием буддиских монахов из древнего монастыря

На бумажных лентах скопированы иероглифы с 15 тысяч каменных плит. Копии старательно свернуты рулонами и каталогизированы, как фонды большой библиотеки. 30 миллионов иероглифов этих надписей отчетливо видны, и их вполне можно прочитать несмотря на архаичность и сложность текста. Но на такой колоссальный труд у современных буддийских монахов не хватило знаний, и по приглашению китайского правительства над расшифровкой текстов трудится немецкий специалист по истории искусства Восточной Азии, профессор Гейдельбергского университета Лотар Леддерозе.

Все началось с каменной стелы с иероглифами, найденной в 1956 году в деревенской школе. В одной фразе текста на ней содержится точное указание, где нужно искать спрятанные под землей ценности: «Под пагодой, один шаг в сторону, спрятаны в подземном тайнике 4500 камней с сутрами»... Так люди XX века впервые узнали об огромной каменной библиотеке.

Монастырь Юрьцзюйсы (Облачная обитель) лежит на берегу маленькой речки в отрогах горного хребта, всего в 80 километрах от Пекина. Храмовые сооружения возникли там в VI веке. Разрушения, причиненные постройкам японской авиацией во время Второй мировой войны, теперь совершенно незаметны: почти все здания, кроме Южной пагоды, восстановлены. Большая Северная пагода чудом осталась целой. Один из монахов уверенно показал профессору Леддерозе, на каком месте до войны стояла Южная пагода.

После того, как в деревенской школе нашли каменную плиту с древними письменами, китайские археологи отправились по обозначенному в тексте пути на поиски сокровищ. Указания были настолько детальными и точными, что они быстро нашли именно то, что искали. Ученые были особенно поражены тем, что каменных плит оказалось гораздо больше - сразу же удалось выкопать из-под земли 10 тысяч плит.

Большие, гладко отшлифованные плиты прилегали одна к другой не вплотную, а были пересыпаны землей. Монахи предусмотрительно заполнили все зазоры между плитами мягкой лессовой землей, чтобы камни не соприкасались. Иероглифы действительно остались в целости и сохранности. Археологи осторожно вынули свои находки, осмотрели их и сфотографировали. Кроме того, с каждой плиты сделали точный оттиск: на влажную бумагу нанесли слой черной туши и прижали к поверхности плиты, так что на бумаге осталось негативное изображение знаков. Эти оттиски перевезены в Пекин. В течение нескольких десятилетий древние плиты лежали на поверхности, и посетители монастыря могли их увидеть. Потом монахи заметили, что песчаник, на котором высечены тексты, начал разрушаться, крошиться, а на некоторых плитах иероглифы совсем осыпались. Для сохранности исторических памятников китайские власти приняли решение соорудить в монастыре подземное хранилище, оборудованное по последнему слову техники. В 1999 году археологи выполнили не свойственную им работу: они снова поместили под землю извлеченные оттуда каменные плиты.

Стены герметично закрытого хранилища обработаны специальными водонепроницаемыми материалами. Между плитами проложены мешки с прокаленным песком, а каждая плита обернута специальной бумагой. Помещение заполнено бесцветным газом нитрогеном, концентрация которого автоматически регулируется. В демонстрационном зале можно увидеть часть каменных плит через квадратные окна (1x1 метр) из пуленепробиваемого стекла. Настоятель монастыря Цзинхуэй сказал о новом хранилище: «Это спасло тысячелетние сутры и утешает наших предков». Древние письмена содержат составленное для далеких будущих поколений завещание китайских монахов - буддийские каноны, обширный свод знаний, накопленных развитой цивилизацией в период ее наивысшего расцвета. Это ценнейшие документы для изучения истории Китая. Европа в это время еще только начинала медленно оправляться от всеобщего упадка и разорения после падения Римской империи и массового переселения варварских народов...

Буддийские монахи сохранили для потомков сутры великого Будды и его заповеди для верующих. Это очень подробные указания на все случаи жизни: как нужно сажать и выращивать деревья, как помогать природе, чтобы избежать голода и мора... Там собраны многовековые знания о человеке: медицинские сведения, нравственные требования и очень жесткие правила, регламентирующие повседневную жизнь. Например, после купания нельзя было пользоваться ароматическими маслами; есть разрешалось только до полудня; раз в неделю обязательно постились - целый день вообще ничего не ели. А самый главный запрет - нельзя есть мясо!

Но возникает естественный вопрос: почему монахи приложили столько усилий, шлифуя каменные плиты и высекая на них иероглифы, ведь в Китае уже давно были изобретены бумага и печать ксилографическим способом, а в Х-ХШ веках в большинстве районов страны уже использовали книгопечатание передвижным шрифтом? Пока в связи с этим существуют лишь предположения и догадки.

Профессор из Гейдельбергского университета пытается выяснить исторические обстоятельства, сопутствующие созданию каменной библиотеки. Возможно, ему удастся узнать из иероглифических текстов не только странные подробности быта жителей средневекового Китая, но и понять, чем была вызвана необходимость такой трудоемкой и медленной работы, продолжавшейся почти шесть веков. Он уже выяснил, что в горах позади монастыря археологов ожидают новые открытия.

Профессор Леддерозе расшифровал запись о девяти пещерах, которые с величайшим трудом выдолбили монахи в скалистых горах. Сейчас можно увидеть только одну из них - пещеру Громовых раскатов. Там находятся выбитые на камне иероглифические письмена. Около 600 года молодой монах Чинвань дал торжественный обет - сберечь для далекого будущего главные знания о мире. Он пробил в скале пещеру и выложил ее изнутри каменными плитами с выбитыми на них иероглифами. Это были первые 147 страниц из 15 тысяч частей каменной книги. Им изначально предстояло пролежать в тайном хранилище долгие века.

Самая первая надпись-посвящение обнаружена на ларце с реликвиями - серебряной шкатулке, украшенной жемчугом. Чинвань закопал ее посреди пещеры, и этот старинный предмет стал впоследствии буддийской святыней. Справа от входа в 628 году упорный монах сделал надпись: зловещее пророчество о скорой гибели человечества и мрачное предсказание грядущей вселенской тьмы.

Непонятно, кому предназначались эти грозные предупреждения. Может быть, именно нам? Каменная библиотека не досталась ни современникам, ни следующим поколениям - ведь она была спрятана и забыта. Вход в пещеру Громовых раскатов монахи завалили неподъемной каменной глыбой. Через узкую щель с помощью компактной фотоаппаратуры можно разглядеть таблицы с иероглифами. Они сложены по краям большой искусственной пещеры - в общей сложности там пять тысяч каменных плит. Иероглифы на них такие четкие, что профессор Леддерозе смог кое-что прочесть на экране монитора: китайский монах VII века перечислил там самое важное - вековечные истины, которые должны знать немногие избранные, чтобы пережить конец света.

Апокалиптические пророчества давно усопшего китайского мудреца удивительно точны и ужасающе актуальны: в лесах будут бушевать беспощадные пожары, бурные потоки зальют плодородные поля и города - стихийные бедствия опустошат Землю и в конце концов она станет не пригодной для жизни. Падеж скота, неизвестные хвори, голод и смуты погубят человечество. Спасутся только избранные, они удалятся от мира в недоступные горы и будут жить в глубоких пещерах по заповедям Будды.

Профессор Леддерозе расшифровал 30 текстов, в которых подробно рассказывается, как это должно произойти. Реформатор христианской церкви Мартин Лютер говорил, что, если завтра наступит конец света, сегодня он все равно будет возделывать свой сад и ухаживать за яблонями. Буддийские монахи иначе смотрели на жизнь, и они поступили по-другому: в преддверии гибели человечества они запечатлели ценнейшие знания о мире на каменных плитах, потому что считали камень нетленным и вечным материалом. Они спрятали «каменные книги» в необитаемых горах, где им предстояло уцелеть во время любой катастрофы. Они думали, что туда не доберутся ни наводнения, ни лесные пожары. Толща горы защитит пещеры от ураганов и «небесного камнепада» - метеоритов. При дворе китайского императора, должно быть, тоже ждали конца света и загодя готовили безопасное укрытие.

Пагода принцессы Золотая фея, построенная выше пещеры Громовых раскатов, доказывает озабоченность императорской семьи грядущими катаклизмами. Золотая фея, внучка прославленной императрицы У Цетянь, делала богатые подарки монахам монастыря Юньдзюйсы, чтобы они могли продолжать свой тяжкий труд - высекать иероглифы на каменных плитах. Монахи пожелали увековечить сведения об источнике своего благосостояния, поэтому на одной из страниц «каменной книги» перечислены леса, деревни, поместья и поля, переданные монастырю в полную собственность в 740 году. В благодарность за щедрые дары монахи обязывались усердно молиться за души своих благодетелей.

На Великом шелковом пути, западнее древней столицы императоров, в монастыре Большого Будды (Дафоса) можно увидеть, как китайский император готовился к концу света. Размах, свойственный правителям средневекового Китая, поистине впечатляет: у подножия горного склона раскинулось грандиозное сооружение 400-метровой длины, состоящее из 130 скальных пещер и 460 культовых ниш. Там нет плит с надписями, но зато много статуй. Святыня Дафосы - это один из важнейших буддийских монастырей на Шелковом пути. Все пещеры там выдолблены монахами.

Под массивным, высотой с дом, каменным выступом находится самая обширная пещера - грот Большого Будды. Колоссальный 20-метровый Будда и Бодхисаттвы высечены прямо из скалы. Около левого плеча Будды виднеется надпись: император Тайцзун почтил пещеру своим посещением в 628 году, в тот самый год, когда монах Чинвань высек на плите в пещере Громовых раскатов свое предупреждение о близящемся Апокалипсисе.

Дорога церемониальных процессий ведет мимо двух реконструированных башен к мавзолею императрицы У Цетянь и ее супруга императора Гаодзуна. Для их усыпальницы в горе проделали длинный тоннель. Бывшая наложница из императорского гарема стала единственной женщиной на китайском троне и основала собственную династию. Она вошла в историю как суровая правительница, не знавшая милосердия. Справедливости ради следует сказать, что императоры-мужчины не уступали ей в жестокости: кровавые расправы и изощренные казни считались тогда в Китае в порядке вещей.

Ни одна из императорских гробниц еще не исследована археологами.

Но вернемся в Пекин, где Лотар Леддерозе расшифровывает листы каменной книги, написанной несколькими поколениями буддийских монахов. Немецкий ученый добрался до витиеватого иносказательного сюжета, смысл которого сводится к потрясающей новости: существует вторая каменная библиотека, гигантских размеров, вдобавок не спрятанная, а лежащая на открытом горном склоне, в 500 километрах к югу от Пекина.

У подножия священной горы расположен храм в честь великого китайского пророка Менциуса, последователя Конфуция, жившего в 372-289 гг. до н. э. В этом храме ученые, вероятно, почерпнули новые сведения о неведомых каменных письменах, но никаких публикаций об этом пока не появилось. Первые из найденных камней с иероглифами лежат на вершине, другие хаотически разбросаны по склонам горы. Связаны ли надписи на них с пророчествами «каменной книги», неизвестно.

Примерно до середины высоты горы ведут истертые ступени лестницы - там примостился маленький монастырь. Настоятель монастыря приветливо открывает двери и искренне радуется неожиданным посетителям: он живет там один. На вопрос об иероглифах на камнях 90-летний монах говорит, что хорошо их знает, но сделал их не он: «Эти камни лежали здесь всегда». Во время культурной революции буддийский монах работал на цементном заводе, а потом его отпустили. Старец вернулся в заброшенный монастырь и очень рад, что снова может молиться на священной горе и помогать своим единоверцам. Он не знает, что стало с остальными монахами из этой обители.

Камни с высеченными на них иероглифами лежат на склоне выше монастыря. Подъем на гору очень труден, а на вершине неожиданно открывается широкое плато. Лотар Леддерозе и двое его китайских коллег увидели там высеченные на камнях гигантские иероглифы, размеры которых явно не были рассчитаны на человеческое восприятие!

Письмена, начатые юным монахом Чинванем, предназначались все же для людей и были задуманы как долговечное тайное собрание трудов. Но тексты на вершине горы, куда люди никогда не заглядывали, это что-то совершенно иррациональное, фантастическое, необъяснимое! Опытный глаз исследователя сразу различает искусно высеченные знаки почти на всех камнях и скалах на этой вершине. Некоторые из них имеют полуметровую высоту, а иные расположены на отвесных скалах и увидеть их снизу невозможно.

Если крупные и отчетливые знаки помещены на такие места, где люди их никак не могут разглядеть, значит, их должен был увидеть кто-то другой. Но кто? Потусторонние существа - ангелы, духи или предки? А может быть, боги или инопланетяне? О предполагаемых читателях колоссальных надписей не известно абсолютно ничего. Однако некоторые тексты уже можно считать почти расшифрованными. Это фрагменты из проповедей Будды. Леддерозе считает, что они высечены на 30 лет раньше, чем первые плиты «каменной библиотеки». Он также предполагает, что монах Чинвань знал об этих гигантских письменах, и именно они подсказали ему идею записать главные знания на камне и припрятать каменные плиты для немногочисленных праведников, которые переживут конец света, чтобы они могли начать жить по-настоящему - без ошибок, без зла и грехов...

Галина СИДНЕВА








Предыдущая     Статьи     Следущая











Друзья сайта: