Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...









Интересные сайты:



Ушедшие к звёздам

Недавняя катастрофа при старте с Байконура российского пилотируемого корабля «Союз MC-10» и ракеты-носителя «Союз-ФГ» напомнила о череде аварий, сопровождавших освоение космоса. На этот раз всё обошлось без жертв, и экипаж в составе россиянина Алексея Овчинина и астронавта NASA Тайлера Хейга благополучно приземлился в Казахстане.

Кто виноват?

Известно, что в момент экстренного торможения Овчинин и Хейг выдержали перегрузку в 6g. Это вполне допустимая ситуация, ведь при старте космонавты испытывают до 7g, а максимальные кратковременные нагрузки на тренировках достигают 12g (перегрузка указывается в единицах стандартного ускорения свободного падения g, равного 9,80665 м/с2. Перегрузку в 0g испытывает тело в состоянии невесомости, — прим. ред.)

Нештатная ситуация произошла на 119-й секунде при отделении боковых блоков первой ступени от центрального блока второй ступени. Произошло аварийное отключение двигателей второй ступени. Затем корабль разделился на отсеки, выпустил парашют и включил аварийный маяк.

К месту приземления, в 26 километрах от казахского города Жезгазгана, первым десантировался спасательный отряд парашютистов. Через некоторое время прибыли поисково-спасательные машины ПЭМ-1 «Синяя птица» на базе многоцелевых вертолётов Ми-8 Центрального военного округа, оснащённые специальным подъёмно-транспортным оборудованием.

Эксперты считают, что причиной аварии послужило плохое крепление блоков первой ступени, один из которых при отделении мог зацепить центральный блок. От удара по корпусу второй ступени упало давление в системе и сработал механизм отделения спасательной капсулы.

Вечно живые

А какие жертвы принесли космонавтика и астронавтика освоению космоса? Ушедшее столетие часто называют «космическим веком». Действительно, во второй половине XX века сначала стартовал первый спутник, а затем, в 1961-м, мир узнал о Юрии Гагарине. Однако стремительный прорыв в космос, сопровождавшийся бескомпромиссной гонкой двух сверхдержав, имел и обратную сторону — частые аварии ракет-носителей и возвращаемых аппаратов.

Самые крупные катастрофы произошли с советскими кораблями «Союз-1» и «Союз-11», а также с американскими шаттлами «Колумбия» и «Челленджер». В них погибли 18 человек. Но было ещё несколько аварий, повлёкших человеческие жертвы. В их числе — гибель кандидата в космонавты из отряда Гагарина Валентина Бондаренко и трёх астронавтов при пожаре в атмосфере чистого кислорода. Бондаренко тренировался при подготовке полёта Гагарина, а экипаж «Аполлона-1» готовился к полёту на Луну.

Участники космических программ гибли в ходе предполётной подготовки, при стартах и посадках космических кораблей. В свою очередь, закрытость проектов порождала множество мифов и слухов о сотнях жертв, тщательно скрываемых правительствами обеих стран.

Любой, даже незначительный, инцидент тут же обрастал множеством слухов, из которых рождались удивительные городские легенды. Некоторые из этих фантасмагорий дошли до наших дней и продолжают бурно обсуждаться среди сторонников «космических заговоров». Вот только некоторые из них.

Космонавт Ледовский погиб в 1957 году при совершении суборбитального космического полёта с волжского ракетного полигона Капустин.

Космонавт Шаборин погиб в 1958 году при повторной попытке «суборбитального прыжка». Космонавт Митков погиб в 1959 году во время третьего суборбитального полёта.

В мае 1960 года неизвестный космонавт не смог приземлиться, поскольку его корабль забросило на высокую орбиту.

В конце сентября 1960 года космонавт Пётр Долгов погиб при взрыве ракеты на старте.

4 февраля 1961 года с борта многоместного советского корабля было слышно сердцебиение космонавтов — Белоконева, Качуры и Грачёва, которое вскоре прекратилось из-за разгерметизации.

В начале апреля 1961 года советский космонавт Владимир Илюшин сделал три витка вокруг Земли, но во время приземления получил тяжёлые травмы. В середине мая 1961 года слабые сигналы с просьбой о помощи были приняты европейскими радиолюбителями от двух неизвестных космонавтов с орбитального корабля.

14 октября 1961 года многоместный советский космический корабль был сбит с курса солнечной вспышкой и превратился в спутник Солнца.

В ноябре 1962 года итальянская радиолокационная станция зафиксировала катастрофу космического корабля, управляемого космонавтом Белоконевым.

19 ноября 1963 года трагически сгорела при спуске с орбиты вторая неизвестная женщина-космонавт.

В апреле 1964 года итальянские радиолюбители приняли на коротких волнах сигналы о гибели нескольких советских космонавтов во время старта многоместного космического корабля.

Надо ли говорить, что подобные измышления не выдерживают ни малейшей критики и в целом противоречат даже одно другому. Например, мифический космонавт Белоконев гибнет последовательно в двух полётах, а итальянские радиолюбители несколько раз сообщали о гибели то одной космонавтки, то целой группы при спуске с орбиты.

Катастрофа первого «Союза»

Первый в истории космонавтики случай гибели человека при выполнении полетного задания произошёл в апреле 1967 года.

В полёт отправился «Союз-1», новый советский пилотируемый космический корабль из серии «Союз». Аппарат пилотировал Герой Советского Союза инженер-полковник Владимир Комаров, дублёром был Юрий Гагарин.

План полёта моделировал встречу на орбите и возвращение «лунного экипажа». Для этого на орбиту выводился «Союз-2» с тремя космонавтами, затем он состыковывался с «Союзом-1», и экипаж переходил на него для возвращения на Землю. Однако с самого начала у «Союза-2» выявилось несколько серьёзных неполадок, и его старт был отменен.

У «Союза-1» также начались сбои оборудования, и после возникновения проблем с работой солнечной батареи было принято решение досрочно прервать полёт.

При спуске началось неконтролируемое вращение аппарата, запутавшее стропы основного и запасного парашютов. Спускаемая капсула врезалась в землю на скорости 50 км/ч. От удара взорвались баки с пероксидом водорода, что привело к мгновенной гибели космонавта.

Экспертная комиссия выявила сразу несколько причин катастрофы, но главная причина так и не была озвучена. Это, конечно же, лихорадочный темп «лунной гонки», когда на орбиту выводились «сырые», не доведённые до необходимой кондиции, аппараты…

Катастрофическая разгерметизация

В конце июня 1971 года произошла самая крупная авария в истории советской космонавтики. Из-за разгерметизации спускаемого аппарата погиб экипаж из троих человек.

В начале июня стартовал «Союз-11» с экипажем в составе: командир — подполковник Георгий Добровольский, бортинженер — Владислав Волков, инженер-исследователь — Виктор Пацаев. Полётное задание включало стыковку с орбитальной станцией «Салют-1» и обширную программу экспериментов.

Стыковка произошла в штатном режиме 7 июня, и экипаж успешно перешёл на борт станции. Однако космонавты сразу же почувствовали запах дыма. На одиннадцатый день пребывания на борту «Салюта-1» запах резко усилился. Космонавты решили, что где-то началось возгорание, и приняли решение возвращаться на Землю. В ходе расстыковки выявилось несколько неполадок, которые и сыграли роковую роль при приземлении. А из-за недостатка места в этом полёте скафандры не были предусмотрены.

29 июня в 21:25 «Союз-11» отстыковался от станции и начал снижение, но через несколько часов связь с ним была потеряна. Между тем сама посадка прошла идеально. Вовремя раскрылся основной парашют, по плану отработали тормозные двигатели и капсула мягко приземлилась в заданном месте.

Но поисковая партия обнаружила лишь бездыханные тела космонавтов. Интенсивные процедуры реанимации успеха не имели…

Расследование установило, что космонавты быстро определили утечку воздуха и до самого конца, пока не потеряли сознание, боролись за герметизацию капсулы. Смерть наступила от удушья или декомпрессии. Вскрытие обнаружило пузырьки воздуха даже в сердцах погибших.

Между тем спасти космонавтов могли бы простейшие лётные костюмы с масками для высотных полётов…

Катастрофа шаттла «Челленджер»

28 января 1986 года NASA удалось с помощью ряда рекламных акций собрать многомиллионную телевизионную аудиторию, наблюдающую старт миссии STS-51L. И вот космический челнок «Челленджер» с семью астронавтами на борту стартует…

Проходит 73 секунды полёта, и начинается возгорание топливного клапана, а затем следует взрыв внешнего топливного бака. Кабину шаттла отбрасывает от разрушенного корабля, и она врезается в поверхность океана на скорости 330 км/ч.

Неделю продолжалась поисковая операция у побережья полуострова Флорида. Наконец, у его центральной части была найдена разбитая кабина челнока с телами астронавтов. Впоследствии выяснилось, что несколько членов экипажа находились в сознании до самого последнего удара о воду и мужественно боролись за живучесть части корабля, пытаясь восстановить подачу дыхательной смеси.

Таким был экипаж челнока «Челленджер»: командир — 46-летний Фрэнсис Скоби, подполковник ВВС США. Второй пилот — 40-летний Майкл Смит, лётчик-испытатель, капитан ВМС США. Научный специалист — 39-летний Эллисон Онидзука, лётчик-испытатель, подполковник ВВС США. Научный специалист — 36-летняя Джудит Резник, инженер NASA. Научный специалист-физик — 35-летний Роналд МакНейр. Специалист — 41-летний Грегори Джарвис, инженер NASA. Специалист — 37-летняя Шерон Маколифф, педагог из Бостона, победительница конкурса «Учитель в космосе».

Причины трагедии исследовали несколько комиссий. Их выводы: причинами крушения корабля стало недостаточное взаимодействие различных служб космодрома, не выявивших вовремя нарушения топливной системы. В результате из-за низкой температуры окружающего воздуха не сработал топливный клапан и прогорели стенки твердотопливного ускорителя… Последний вывод помог сделать выдающийся физик Ричард Фейнман, которого пригласили в качестве эксперта.

Катастрофа шаттла «Колумбия»

Считается, что именно миссия STS-107 шаттла «Колумбия», трагически закончившаяся 1 февраля 2003 года, предрекла закат эры челноков NASA…

Последняя, 28-я экспедиция «Колумбии» началась 16 января 2003 года. Проведя 16 суток на орбите, шаттл готовился к посадке. Связь с кораблём прервалась за 16 минут до посадки. Впоследствии были собраны показания очевидцев, заснявших полёт со скоростью 5,6 км/сек горящих обломков «Колумбии» на 63-километровой высоте. Вскоре выяснилось, что все члены экипажа погибли.

Основная версия следствия гласит, что ещё при старте шаттла кусок теплоизоляционной пены защитного покрытия топливных баков повредил керамическую плитку, предохраняющую крылья аппарата от перегрева при спуске в плотных слоях атмосферы. В результате при экстремальной нагрузке на корпус керамика не выдержала, начались перегрев шаттла и его разрушение. Первой из-за повреждений начала сильно нагреваться передняя кромка левого крыла. Через несколько минут от крыла стали отскакивать обломки, но экипаж был ещё жив и поддерживал связь. В 08:59:32 командир отправил последнее сообщение, прервавшееся на полуслове.

Эта катастрофа вызвала много споров о стратегии NASA и привела к многочисленным увольнениям. Оказывается, на протяжении всего полёта «Колумбии» инженеры не раз просили руководство миссии более детально оценить повреждения. Для этого надо было тщательно осмотреть корпус корабля с помощью орбитальных спутников. Тем не менее ведущие специалисты NASA уверяли, что никаких оснований для опасений нет, и шаттл ничем не рискует при приземлении…

Экипаж челнока «Колумбия» состоял из семи человек. Командир экипажа — 45-летний Ричард Хасбанд, полковник ВВС. Второй пилот — 41-летний Уильям МакКул, лётчик-испытатель. Бортинженер — 40-летняя Калпана Чавла, научный сотрудник. Специалист-учёный — 43-летний Майкл Андерсон. Специалист-биолог — 41-летняя Лорел Кларк, капитан ВМС. Специалист-медик — 46-летний Дэвид Браун, лётчик-испытатель. Специалист-учёный — 48-летний Илан Рамон.

Лунный мемориал

1 августа 1971 года на юго-восточной окраине лунного Моря Дождей появился первый внеземной мемориал, посвящённый погибшим покорителям космоса. Его установил в месте прилунения командир космического корабля «Аполлон-15» Дэвид Скотт.

Памятник в виде алюминиевой фигурки астронавта длиной 8,5 сантиметра из цельного куска металла изготовил бельгийский художник Пол ван Хейдонк. Он назвал своё произведение Fallen Astronaut — «Павший астронавт».

Рядом с алюминиевым астронавтом Скотт погрузил в лунную пыль табличку с именами героев, отдавших свои жизни космонавтике. В список вошли наши космонавты Юрий Гагарин, Владимир Комаров, Павел Беляев, Георгий Добровольский, Виктор Пацаев и Владислав Волков.

Журналисты узнали о мемориальной акции астронавтов на первой послеполетной пресс-конференции. Однако, в соответствии с ранее достигнутой договоренностью, они не назвали имени автора композиции. В 1972 году Национальный музей авиации и космонавтики разместил в своей экспозиции копию «лунного мемориала», сделав это, по условию экипажа «Аполлона-15», «со вкусом и безо всякой рекламы».

Олег ФАЙГ








Предыдущая     Статьи