Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Луноходом управлял смертник?

В течение 1960-х годов СССР и США вели ожесточенную борьбу за первенство в освоении космоса. СССР запустил первый космический корабль с человеком на борту. Но затем упустил лидерство и итогом «космической гонки» стала высадка американских астронавтов на Луну. Советская лунная программа за конкурентами угнаться не смогла. При этом многие подробности противостояния были засекречены, что породило слухи о существовании отряда космонавтов-смертников.

В начале 1990-х годов в открытом доступе стало появляться множество ранее засекреченных документов, связанных с советской космической программой. И оказалось, что официальная история космонавтики значительно отличается от реальной. В частности, были сокрыты факты взрывов ракет на старте, потери межпланетных аппаратов и даже гибели ракетчиков на Байконуре.

Страшная тайна

Луноход-1

Наряду с документами появилось множество слухов, которые никто не опровергал. Например, большой популярностью пользовались истории о том, что в советской космической программе использовались смертники - люди, полетевшие в космос без возможности вернуться назад.

Первые слухи о космонавтах-смертниках начали циркулировать еще до полета Юрия Гагарина. Советские специалисты запускали десятки геофизических ракет с полигона Капустин Яр и пытались отправить в полет межпланетные аппараты с полигона Тюра-Там (будущий космодром Байконур), но далеко не всегда эти запуски проходили успешно. Западные журналисты узнавали о советских провалах через источники в разведывательном сообществе. Поскольку подробностей было мало, то в ход шли домыслы.

Новый повод для появления жутковатых баек дали испытания корабля «Союз», который, как мы сегодня знаем, был элементом советской лунной программы. 24 апреля 1967 года при возвращении на Землю разбился спускаемый аппарат корабля «Союз-1». Находившийся в нем летчик-космонавт Владимир Комаров погиб. Весь мир оплакивал отважного героя. Но специалисты знали, что в тот день удалось предотвратить более страшную трагедию: согласно плану, к «Союзу-1» должен был отправиться «Союз-2» с тремя космонавтами на борту. Вполне вероятно, они тоже погибли бы.

По этому поводу произошла «утечка» информации, которую истолковали превратно. Широкое хождение получила версия, согласно которой Комаров в составе большого экипажа собирался отправиться к Луне, причем командиром этой экспедиции был назначен сам Гагарин!

Особая миссия Гагарина

Первый космонавт планеты Юрий Гагарин действительно был дублером Комарова в том злополучном рейсе на орбиту и вправду принимал участие в лунной программе. Поэтому, когда он разбился во время тренировки на учебном истребителе, его смерть связали с попытками советских специалистов опередить американских конкурентов на пути к Луне.

Повод для пересудов дал запуск 2 марта 1968 года прототипа лунного корабля, получившего в открытой печати название «Зонд-4». Программа его полета предусматривала выход на орбиту с высоким апогеем, имитирующим облет Луны, и приземление спускаемого аппарата. При этом «Зондом-4» управляла группа космонавтов во главе с Гагариным из Центра дальней космической связи в Евпатории. Однако ракета-носитель «Протон-К» не смогла вывести аппарат на расчетную траекторию. При возвращении он сгорел в атмосфере. О неудаче, как обычно, не сообщили: агентство ТАСС заявило, что все прошло нормально.

Через три недели, 27 марта, разбился Гагарин. Молва тут же увязала одно событие с другим, дескать, Гагарин и его летчик-ииструктор Владимир Серегин находились на «Зонде-4», но при полете к Луне что-то пошло не так. В результате они погибли, как и Комаров, при возвращении на Землю, а советское руководство решило скрыть факт их смерти в космосе, чтобы избежать обвинений в пренебрежительном отношении к жизням героев.

Сторонники версии гибели Гагарина и его напарника в аварии «Зонда-4» полагают, что три недели были искусно «заполнены» сотрудниками спецслужб, готовившими имитацию авиакатастрофы. Иначе говоря, вся известная история трагической гибели Гагарина и Серегина является грандиозной мистификацией.

В качестве аргумента сторонники приводят известный факт. Когда 24 октября 1960 года маршал Митрофан Неделин погиб в числе других офицеров на полигоне Тюра-Там в результате взрыва ракеты Р-16, советские власти сумели убедить общественность в том. что он тоже разбился в авиакатастрофе. И еще вопрос: почему Серегин был похоронен в кремлевской стене, если он был обычным летчиком?

Секретное кладбище

По ходу запусков новых лунных кораблей серии «Зонд» разрасталось и количество леденящих душу историй. Например. полет «Зонда-6», запущенного 10 ноября 1968 года, сопровождался сообщениями в западной прессе о том, что на его борту находится летчик-космонавт Павел Попович. Сенсационное заявление стало возможным из-за того, что «Зонд-6» использовался как ретранслятор при проверке работоспособности космической связи. В действительности Попович работал в Евпаторийском центре и вел переговоры с ЦУПом под Москвой. Его голос перехватили американские операторы НАСА, которые сделали поспешный вывод о новом «достижении» СССР.

Запуск 23 сентября 1969 года лунного аппарата серии Е-8-5, который должен был доставить грунт с Луны, но из-за отказа разгонного блока остался на околоземной орбите под безликим обозначением «Космос-300», тоже интерпретировали как безуспешную попытку отправить космонавтов на Луну. Называлось даже имя одного из них - Андрей Микоян. Версия о том, что «Космос-300» был пилотируемым, оказалась столь популярна на Западе, что даже использовалась в американском телесериале «Мыс», рассказывающем о работе космодрома на мысе Канаверал.

Если подсчитать число советских космонавтов, которые, если верить слухам, погибли к концу 1969 года при аварийных стартах и неудачных полетах, то получится два десятка человек. Недаром в те годы по Советскому Союзу ходила легенда о существовании на Байконуре специального кладбища, где хоронили исключительно засекреченных смертников. Кладбище на космодроме действительно есть, как и поблизости от любого населенного пункта. Но ни один космонавт на нем не похоронен. Там лежат те, кто жил и работал на космодроме. Правда, есть братские могилы офицеров испытателей, погибших при катастрофах ракет 24 октября 1960 года и 24 октября 1963 года. Вероятно, они-то и стали источником появления легенды о секретном кладбище.

Космические водители

Множество легенд связано с Луноходом-1 - мобильным телеуправляемым аппаратом, отправившимся в космос в ноябре 1970 года. Наиболее популярная версия гласит, что внутри Лунохода» находился карлик, который и управлял этой машиной, застрелившийся, когда стало ясно, что возвратить его на Землю не получится.

Много шума наделало заявление «сотрудника госбезопасности» Вадима Петрова весной 1990 года. Он утверждал, что еще в конце 1950-х годов руководством КГБ был создан секретный отряд «космонавтов-испытателей», которых запускали в космос внутри специальных «пилотных модулей» для поддержки миссий межпланетных аппаратов. Когда туда отправился «Луноход-1», двое «космонавтов-испытателей» полетели вместе с ним. После посадки на Луну исправили повреждения шасси, отладили настройку солнечных батарей, обеспечили наводку телекамер и умерли из-за недостатка кислорода.

Скорее всего, кривотолки спровоцировала телевизионная передача, впервые рассказавшая о водителях «Луноходов». Хотя в ней специально оговаривалось, что экипаж находится на Земле и управляет космическими роботами с помощью дистанционных систем, кто-то интерпретировал информацию по-своему, и в обществе пошел гулять миф о «смертниках» на Луне. Больше того, когда подробности о подготовке экипажей «Луноходов» были рассекречены, стало известно, что отбор кандидатов туда был столь же жестким, как и в отряд космонавтов. Зто, конечно, наводило на определенные выводы.

Антон КАДМАН







Предыдущая     Статьи    







Интересные сайты